Характеристики текста
Год2013
СобирателиАБМ, ВК, НВП, ОВБ
Место сбора данных
Смоленская область
Велижский район
Осиновица
Информанты
Данные об инф.
КодГЛЕ
Полf
Год рождения1929
Место рождения
Данные об инф.
КодЛЗС
Полf
Год рождения1930
Место рождения
Опросник
XVIII 4 в Запишите легенду о происхождении аиста из человека.
XVIII 4 доп
XVIII 10 а Как называется яйцо без желтка, с двумя желтками, без скорлупы? Что такое петушиное яйцо? Какие поверья с ними связаны?
XVIII 15 Какие приметы связаны с вороном/вороной? К чему слышится воронов/вороний крик? Обращались ли к ворону с приговорами, вопросами?
Ключевые слова
Верх-низ, Весна, Время, Гнездо, Добро-зло, Дом, Жизнь-смерть, Звук, Знак-знамение, Крики птиц, Курица, Погода, Приметы, Прорицание, Пространство, Птицы, Убивать, Хороший-плохой, Число, Яйцо
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 7573
7573
[У вас здесь так много аистов, про них ничего не рассказывали?]
[ЛЗС:] Мно́го… Нет.
[ГЛЕ:] Ну, расска́зывали… вот… Был на гор\е, вон там, дом большо́й до войны́. Во вре́мя револю́ции его́ забра́ли как-то… хозя́ина… и расстреля́ли. А сын скры́вся. Э́то Матве́й Давы́дов. И вот, как-то осо́бо на том ме́сте… хто постро́ится, хозя́ины до́лго не живу́т. И во[т] а́исты там, посели́вшись оны́… всё вре́мя там нахо́дятся. И вот э́той… Матве́й уже́… что до войны́… дом у них хоро́ший быв. Ну, он скры́вся. Ба́тьку забра́ли. Ну, наве́рно, расстреля́ли. За что – я не зна́ю. Ну, тады́ мно́го… вре́мя тако́е бы́ло, че́рный во́рон называ́вся. И Матве́й э́тот гова́ривал, уже́ сын, кото́рый оста́вся… ме́сто-то тут краси́вое, а́ист всегда́ на кра́сивом ме́сте то́лько, на хоро́шем. Но, говори́т, хозя́ины до́лго не живу́т. [Это из-за аиста долгоне живут?] Да. [А что он делает?] Ну, хозя́ины до́лго… а чего́ хозя́ины, я не зна́ю.
[ЛЗС:] А́ист… так мо́ж… у нас… [Не говорят, что нельзя обижать аиста?] Нельзя́.
[ГЛЕ:] Не, не, не, не. Они́ ду́же дру́жные.
[ЛЗС:] Уɣу́. У нас вот тут на ба́шне, на э́той их… уже́ вы́водки больши́е лета́ют.
[ГЛЕ:] А что́-то тут облёт де́лали оны́ свои́х дете́й, и всей гурьбо́й, наве́рно…
[ЛЗС:] Три… тро́е их, и са́ми, их дво́е - пять челове́к. Прилетя́т, то на трубу́ ся́дут у нас, то на кры́шу.
[ГЛЕ:] ў кругову́ю лета́ли, всё облёт де́лали. Краси́вые. А то на огоро́д приду́т.
[ЛЗС:] Хо́дят, хо́…
[ГЛЕ:] Но тепе́рь же лягу́шек ду́же нет.
[ЛЗС:] Да, но́нче лягу́шек ма́ло.
[Не рассказывали про аиста, почему он так по болоту ходит и лягушек собирает, за что ему такое?]
[ГЛЕ:] Нет.
[ЛЗС:] Нет. Пита́ются э́тим. Он э́тим пита́ется.
[ГЛЕ:] Не… что-то ти закля́тие како́е, ти что. Его́ преврати́ли… вот что-то я… что-то я так слуха́ла по расска́зу, а не зна́ю, отку́да.
[ЛЗС:] Э́то…
[ГЛЕ:] Что… и́ли закля́тие како́е тако́е, а́истом.
[ЛЗС:] Ну, кто их зна́ет. Ну я не зна́ю, всегда́ в своё ме́сто, вот прилета́ют уже́ ско́лько лет, я по́мню, прилетя́т на э́ты ба́шни, э́то гнездо́ всё де́лают. Весно́й. А о́сенью улета́ют. А весно́й опя́ть прилета́ют сюда́. И э́то, говоря́т, ка́ждый зна́ет.
[ГЛЕ:] Дак оно́ и там… о́коло кла́дбища то́же. [А вы говорите «превратили», значит он раньше был?…] Ну, наве́рно челове́ком быв каки́м-то. И преврати́ли в а́иста.
[ЛЗС, одновременно:] Не зна́ю, я не зна́ю. Не зна́ю.
[ГЛЕ:] Ну, не зна́ю, свята́я пти́ца. [Святая птица?] Да. И они́ же́ так пре́даны… где-то то́же я чита́ла, что… поги́бла, зна́чит… напа́рница. И он оди́н с высоты́ - и уби́вся.
[А какие ещё птицы святые считаются?]
[ЛЗС:] Пти́цы все… святы́е.
[ГЛЕ:] Не зна́ю, но а́ист э́то пре́данный уже́ свято́й… свята́я пти́ца. Не зна́ю бо́льше, каки́е пти́цы.
[ЛЗС:] Э́то…
[Не рассказывали, что какие-то птицы кричат, как будто человеческими словами?]
[ГЛЕ:] Ну, э́то то́лько попуга́й ра́зве.
[Ворон кричит: «Украл, украл»?]
[ЛЗС:] А, во́рон – э́то крик… предве́стник плохо́й. Как начнёт ка́ркать. Э́то предвешша́ет…
[ГЛЕ:] Да, е́сли… гово́рят: «О, во́роны лета́ют». Э́то, так и зна́й, поко́йник бу́дет. Вешшавник како́й-то.
[ЛЗС:] Во́рон э́тый, да, чёрный.
[ГЛЕ:] Весть даёт. Гъворя́т, кру́жится по на́шей телю́то… окру́ге. Э́то к поко́йникам. [А погоду по какой-нибудь птице примечали?] Кого́? [Соб.: Пого́ду.]
[ЛЗС:] Хто? Во́роны? [Соб.: Дождь или?…] Воро́ны – э́то да, предвешша́ют. Э́ты лета́ют ни́зко тогда́. Так, как… ста́ями мо́жет лета́ть.
[ГЛЕ:] Ста́ем, да, пти́ца ста́ем собира́ется.
[ЛЗС:] Да, тады́…
[ГЛЕ:] Ну, а…
[И тогда что?]
[ЛЗС:] А, лета́ют, да и всё. Э́то, наприме́р, к плохо́й пого́ды, гъво́рят. Ну…
[ГЛЕ:] Ку́рица, гъво́рят, на одно́й ноге́ стои́т, тере́бится – э́то к дождю́.
[ЛЗС:] Да, да. [Не рассказывали, что петух может яйцо снести?] [Смеётся.] Не… ну э́то…
[ГЛЕ:] Нет.
[ЛЗС:] Э́то так про́сто говоря́т, как снесёт яи́чко… как ку́рица уже́ несётся, тогда́ после́днее сло́жит ма́ленькое. Э́то, говоря́т, пету́х, ве́рно зложи́л яйцо́ э́то. А пету́х, он ни ра́зу не з… не клал всё э́то, не приноси́л яйцо́. Так.
[ГЛЕ:] А когда́ вы́кладется уже́ ку́рица, так…
[ЛЗС:] Да, да… тогда́ яи́чко ма́ленькое зло́жится.
[ГЛЕ:] Да, яи́чко ма́ленькое. [Оно как-то по-особому называется?] [ГЛЕ:] Не зна́ю.
[ЛЗС:] Нет. Нет.
[А скорлупа у него есть?]
[ГЛЕ:] В э́том яи́чке оди́н белто́к. Про́бовала я разбива́ть. Оди́н белто́к, а желтка́ нет. И́ли бяло́к там.