Год | 2014 |
Собиратели | ВТВ, ОФ |
Могилевская область |
Кричевский район |
Лобковичи |
Код | ТНВ |
Пол | f |
Год рождения | 1925 |
XXIIa 13 | Нищие и юродивые. Нужно ли обязательно подавать милостыню, чем ее подают? Можно ли их обижать? Запишите рассказы о юродивых. |
Белый цвет, Библия, Богослужение, Большой-маленький, Вера, Вечер, Война, Время, Говорить, Головные уборы, Давать-брать, Дар, Деньги, Животное, Жизнь-смерть, Кара, Картошка, Кладбище, Кража, Красный цвет, Купля-продажа, Меморат, Молиться, Молодой-старый, Над-под, Народ, Народное православие, Начало, Нищий, Новый-старый, Овощи, Одежда, Пение, Песни, Питье, Пища, Плата, Прорицание, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Пьянство, Ребенок, Родство, Свой-чужой, Старик, Тело человека, Ум-безумие, Ходить, Цвет, Церковь, Яйцо
ФА ВШЭ 7766
7766
[Ранее рассказывала про слухи во время войны. – См. ?] [Не ходили женщины гадать, вернется муж с войны или нет?] Тады́ мно́го было́, вообще́ сейча́с же дак таки́х уже́ ни́щих нема́, тады́ ходи́ли, старики́ ходи́ли. Вот ходи́ли… ну ты ужо́, Ле́на [обращается к БЕА], при тябе́, наве́рное, и не было́, ли́рою во э́то игра́ли. [БЕА:] Ну нет. [Соб.: Жабраки? (нищие)] [ТНВ:] Жабраки́ э́тые, да. Ходи́ли яны́. Ну и вот яны́, стари́к э́тый игра́л, по́мню, я ма́лая ещё была́, борода́ большу́щая-большу́щая была́, и э́то в войну́ ён ходи́л. Ну всегда́ угошща́ли ж яго́ и дава́ли что́-нибудь. Дю́же де́нег ж тады́ не было́, а так уже́ – с проду́ктами то́ко, де́нег ж тада́, мо́жно щъта́ть, ни у ко́го не было́. Рабо́тали в колхо́зе на тру́додни. Дак так ужо́ – своё что было́, что пе́ченое, что там са́ло, ти колбаси́на что́-нибудь, ну, своё было́. Ну дак стари́к э́тый и говори́л, э́то вот во вре́мя ж войны́ говори́л: «Сё равно́, де́тки, побе́да бу́дет на́ша. На́ша бу́деть побе́да. Сё равно́ победя́ть. Э́то не было́… Суво́ров ще вон, зна́чить…» Ой… «На Кулико́вом по́ле -стари́к э́тый расска́зывал – вот ж монго́лы э́тыя, яны́ ж, гово́рють, покори́ли весь бе́лый свет, весь бе́лый свет покори́ли. Сё равно́, – говори́ть, – найде́тся, – говори́ть, – у нас ру́сский челове́к-богаты́рь и повяде́ть э́тый наро́д, и так разгроми́ть, – гово́рить, – э́тих не́мцев прокля́тых, як, – говори́ть, – тады́ монго́лов разби́ли». Во э́то чу́тки были́ таки́е. [Это так этот дед говорил?] Да, дед э́тый говори́л. [Что это за дед?] А хто яго́ зна́ить. Ён же… сего́дня ён у нас побы́л – за́втра к други́м, ён ходи́ў по дяре́вне. И ли́ра э́та во така́я, мо́жа ина́ ина́че называ́ется, но крути́л вот так вот. А же́ншчины, жена́ яго́ и́ли де́вочка – э́то всегда́ ины́ ходи́ли, ины́ подпева́ли яму́, пе́ли. Отку́да ён? [Наверное, божественные песни пел?] Ра́зные пе́сни ён пел. И боже́ственные. Ра́зные песни пел. [Вы не помните, что он пел?] Ну, э́то я уже́ не по́мню, что пеў. Ну ён пел… пяе́ть, а пото́м вот ён расска́зывал э́то, дак я запо́мнилася, а тады́ ж ужо́ пошла́ учи́ться [нрзб. – 00:09:50,570] як… уч… эт… изуча́ю исто́рию, як Чингисха́н э́тый покоря́л ўсё, кня́жество одно́ за други́м. Вот. Вот э́то ён расска́зывал. [Деньгами ему никогда не платили?] Де́нег у нас не было́ ни у кого́ де́нег. Э́то во, е́сли вы́гадает кто́-нибудь ли́шнего поросёнка и́ли коро́ву прода́сть, тады́, зна́чить, де́ньги у него́ были́. А так де́нег не было́. Что своего́ та́ма собяре́шь с ого́рода, ли́шнее что́-нибудь – ну продаси́. В райо́н завязу́т – продаду́ть, на кони́. [Не говорили, что таким людям нельзя деньги давать?] Нет, э́то разгово́ру не было́. Э́то да́же… таки́х, во-пе́рвых, тады́, вот я по́мню, ма́лые хо́дють и так вот яны́, то́рба э́та за плеча́ми. Приду́ть, да́же вот ве́чер ужо́, переночева́ть – никто́ никогда́ не отка́жеть яму́, чтоб не пусти́ть. Пу́стить на́ ночь и всё. [Нельзя было им отказать?] Во-пе́рвых, поня́тия не было́, ну я́к-то челове́ку отказа́ть, иде́ть он челове́к ни́щий. Яго́ нако́рмят, напо́ють и… и спать поло́жут яго́. И ён наза́втра встал, благодари́ть и пошёл да́льше в другу́ю дяре́вню. Э́то я не зна́ю. [Не было таких рассказов, что нищий – это Бог, которых ходит по земле?] Э́того разгово́ру не было́ тады́, тады́ зна́ете, я́к-то рели́гией притиска́ли. Ужо́ я ста́ла рабо́тать учи́телем, э́то во рабо́тала сра́зу там ў Старосе́лье [соседняя деревня], где роди́лася. И там кла́дбище. И нам прика́зано, чтоб мы дяте́й на кла́дбище не посыла́ли, не пуска́ли. Ну что ж мы э́то дяте́й дзяржи́м, дзяржи́м, ну вы́пустили – яны́ всё равно́ побе́гли. Ну что ж их нака́зывать бу́дешь? И́ли к Па́ске чтоб с кра́сными – ну! Провяде́шь бясе́ду: «Ну, де́тки, ну е́шьте вы там я́йца, ну не носи́те вы в шко́лу». Но всё равно́ ж ти́хенько пока́жет: «Гля́нь, мне такое яйцо́ кра́сное» – «Мне тако́е яйцо́ кра́сное». Дак тады́ про рели́гию… Дак я ж вот вы́росла, я ж то́ко во тепе́рь, во, когда́ вот куды́ меня́ повязу́ть ў го́роде, дак я схожу́ в це́ркву. Я ж и в це́ркви ни ра́зу не была́. У мене́ ж ни ву́ши не проко́лены. Нам запреща́ли э́то всё. Во це́почку э́ту я уже́ купи́ла сябе́, як на пе́нсию пошла́. Нам запреща́ли э́то, у нас ничёго э́того не было́