Характеристики текста
Год2014
СобирателиВТВ, ОФ
Место сбора данных
Могилевская область
Кричевский район
Лобковичи
Информанты
Данные об инф.
КодТНВ
Полf
Год рождения1925
Место рождения
Опросник
XIII 6 а Как называется, как выглядит и чем опасна нечистая сила, живущая в лесу ?
XIII 7 г Кем и как пугали детей, чтобы они не ходили в лес?
XIII 7 д Кем и как пугали детей, чтобы они не ходили в поле, в жито и т.д.?
Ключевые слова
Блуждать, Бог, Большой-маленький, Говорить, Грибы, Давать-брать, Демонология, Добро-зло, Дорога, Лес, Леший, Меморат, Молитва, Молиться, Молодой-старый, Народное православие, Пространство, Путь, Пьянство, Родство, Страх, Терять-находить, Ходить, Хороший-плохой, Ягоды
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 7768
7768
[Ранее рассказывала про то, как детей пугали русалкой и водяным. – См. XIII-1 а, б, г, е, ж, 6 б, 7 в, д.] [Не пугала, что в хате есть домовик?] И э́то говори́ли. Домови́к, домовы́й хо́дить, и лесови́к хо́дить по лясу́. У грибы́ пойдём, ну, ба́бушка щас перехре́стится: «Ну, лесово́й, дай нам грибо́ў ». Ну а мы вслед: «Ба́бушка, а где тый лесово́й? А де ён лесово́й?» Ну вот так. [Что она говорила про лесового? Он добрый или злой?] До́брый. [Добрый?] Да. [Может, ему хлеб носили?] Носи́ли, и хле́ба на пянёк кла́ли. А замо́римся уже́, ся́дим, яди́м, ну а э́тому лясово́му ки́нем, и мы тады́ свою́ по́рцию то́же кида́ем яму́. [Как он выглядел, не рассказывала бабушка?] Расска́зывала, каза́ла ба́бушк… «Да, борода́ дли́нная, нос дли́нный». – «А ты з йим говорила, ба́бушка?» – «Да не, ён схова́лся». [Усмехается.] [Спрятался?] Да, схова́лся, спря́тался. [То есть она его увидела?] Ага́, ина́ увида́ла – ён спря́тался, «поговори́тья я не суме́ла з йим» – э́то ина́ мне так говори́ла. [Не рассказывали истории, что он с кем-то говорил?] Да исто́рии таки́е вот бы́ли исто́рия. Домовы́й э́тый… зна́чить, пья́ныя лю́ди в лясу́ были́ и заблуди́лися. И вот э́тый лесови́к, уже́ лесовы́й, зна́чить, сяди́ть, и был на э́того на пья́ного, и ён яго́ так довёл. Зимо́й что́-то было́, дак ён разу́л яго́ и ён босяка́, нашли́ яго́ змёрзлого, зна́чить, вот… Ну а тут… зна́чить, слу́хаем же э́то, ну а тут же совсе́м агита́торы други́е бы́ли, гово́рють: «Ён напи́лся, сам разу́лся, ну вот и всё». [То есть лесовой разозлился, что мужик пьяный в лес пришел?] Да, и… э́то зи́мой, дак тада́ разу́лся, а ле́том – дак в боло́то подошёл и тут стал топи́ться да крича́ть стал, дак лю́ди вы́тянули тады́. Да, ну э́то… [То есть это его лесовик подвел к болоту?] Да, да. Чтоб, чтоб ня пил. «Вот ня бу́дете пить» – гово́рить. [Что делали, если заблудишься?] А что заблу́дишься, як уже́ приме́рно я в лесу́ была́, дак тут ужо́ зна́ем з яко́й стороны́ мох – хде бо́льше, де ме́ньше – я то ориенти́роваться не могла́ в лясу́. [А если я зайду в лес и потеряюсь, что нужно делать?] А что ну́жно… Во-пе́рвых, на́до знать, з яко́й стороны́ лес от кварти́ры. И знать сто́роны горизо́нта хорошо́. Где се́вер, где юг, где за́пад, где восто́к. Ну и тады́ сориенти́роваться – и пожа́луйста. Е́сли зна́ешь – то́чно ужо́… А де… по со́лнцу то́же ориенти́руются. [Может, какие-то слова были? Или как-то лесовика просили? Или Бога?] Да Бо́га… Бо́га се́йчас ужо́ во я… заби́лася, дак ужо́: «Иду́ свое́й доро́гой, ты, го́ре, меня́ не тро́гай. Госпо́дь всегда́ со мно́ю. Хоть и упаду́, но не пропаду́. Хоть упаду́, но не пропаду́». [Эта молитва из книжки или вас кто-то учил?] А ў журна́ле «Наро́дный до́ктор», во, выпи́сывала, щас други́е ужо́. Дак та́ма мно́го, осо́бенно сейча́с ужо́ дак мно́го моли́тв ўся́ких. [Не слышали, что когда потеряешься, надо переодеться?] [Усмехается.] Слы́шала. Переоде́лися. «Дава́йте, – гово́рить, – снима́ть руба́шки и… и вывора́чивать наизна́нку». Ну и вывора́чивали, а всё равно́ блуди́ли до́ўго-до́ўго. Э́то уже́, когда́ э́то во вре́мя окупа́ции бы́ло, когда́ не́мцы забира́ли, мы хова́лись от не́мцеў. Дак як раз ў лес забе́гли ў Каша́ншчыну [? – 00:19:18,520] че́раз Сож. Ой, хто пла́вать уме́л, дак тэй хорошо́, а я пла́вать не уме́ла, и на берегу́ вы́росла и не уме́ю и не з… Затопи́лася б, е́сли б там, пра́вда, ж там бы́ли ма́льчики таки́е, дак помогли́. Дак у ле… по лясу́ ходи́ли-ходи́ли, во, як бы… была́ партиза́ншчина, мы ўсе чи́сто бы́ли в партиза́нах. Двое су́ток в Каша́ншчыне [?] по э́той. Э́то была́ э́та Каша́ншчына [?] тада́ ста́рая, ещё да́льше, э́то всё вре́мя мы зна́ли, ў я́годы ходи́ли з Ма́ркино. Дак там ходи́ли-ходи́ли, ну, ста́ршие де́вочки бы́ли, да, чу́ли так: заблуди́лись, куды идти? Хотя́ б на дере́вню яку́ю вы́йти, спроси́ть. А полице́йских же сё равно́, их же полно́ везде́, бои́мся. Ну и вот э́та ста́ршая де́вочка подсказа́ла: «Дава́йте, - говори́ть, – руба́шки снима́ть, дъ… наизна́нку перевора́чивать ўсё». Ну и посня́ли. Перевярну́ли. Ну ти пра́вда – ти бы́стро вы́шли. Там дяре́вня яка́я-то была́. Ма́лая Зяти́ца. Вот тут у нас Зяти́ца и там за Сожо́м была́. О́й-на нам рассказа́ли, доро́гу показа́ли, мы пошли́. [Позднее говорила, если человеку плохо в лесу – это плохой лесовик. Лесовика могут называть ангелом. – См. XIII-3 а, г, ж.]