Год | 2014 |
Собиратели | НВП, ОФ |
Могилевская область |
Кричевский район |
Сокольничи |
Код | БСС |
Пол | f |
Год рождения | 1970 |
IIa 10 а | Как называли повитуху? Как называли ее работу. Что говорили детям об их повитухе? |
IIa 10 б | Кто мог/не мог быть повитухой? |
IIa 12 а | Когда первый раз прикладывали к груди, почему? Кто кормил всё это время? |
IIa 13 б | Кто крестил, где? |
IIa 13 в | Кого приглашали в восприемники? Как называли их по отношению к родителям и к ребенку, мальчику и девочке? Можно ли отказываться быть восприемником? Обязанности восприемников по отношению к крестникам. |
IIa 13 г | Кто присутствовал при крещении? Кто нес ребенка в церковь и обратно? Существовали ли обряды, сопровождающие отправление на крещение, принесение ребенка после крещения? Кому нельзя было присутствовать? |
IIa 13 е | Какие были гадания во время совершения обряда о будущей жизни ребенка? |
IIa 13 ж | Устраивали ли праздник по случаю крещения младенца, где, как называли праздник, кого приглашали/не приглашали, что и кто дарил ребенку, что готовили, совершали ли какие-либо действия с этой едой? |
IIa 13 з | Кто покупал/шил крестильную рубашку, крестик, оплачивал крещение? |
Богослужение, Водка, Говорить, Горшок, Давать-брать, Дар, Деньги, Женщина, Завязывание-развязывание, Знахарь, Каша, Крестины, Крестные родители, Мать, Молодой-старый, Над-под, Народное православие, Начало, Новорожденный, Новый-старый, Питье, Пища, Плата, Повитуха, Полотенце, Приглашение, Ребенок, Речь ритуальная, Родины, Родство, Роды, Семейные обряды, Сестра, Сосед, Старуха, Тело человека, Трапеза ритуальная, Утварь, Церковь
ФА ВШЭ 7801
7801
[До этого рассказывала про засуху, потом сама перешла к другой теме. – См. XV-1, 2, 3.] У нас вот, наприме́р, когда́ кре… кре́сьбины, крести́ны, да, кре́стют малыша́. Не зна́ю, як у вас, у нас ба́бка, кото́рую называ́ют повиту́ха, ну ща́с-то роддома́, ну всё равно́ вот ба́бка, к… ну, же́нщина, яка́я помога́ла пото́м пе́рвый раз купа́_ть, наприме́р. У нас вот, ну… [Усмехается.] Як приглаша́ють от ящё ба́бку, да. Вот она́ иногда́ приходи́т с таки́ми, ну, символи́ческими, там, пода́рками, полоте́нчиками, неха́й щас уже́ куплёнными, там всё что мо́жеть. Вот, а когда́ крести́ла, то э́ту ба́бку у нас ра́ньше то́же тяга́ли як бы, ну, застила́ли, там, на перявёрнутых бо́ронах, то на та́чке ката́ють яе́, вот и сейча́с, да. И э́тым полоте́нцем яе́ там… ну… ну, что да́рить уже́, вот э́та молода́я кума́, ма́ма. То нами́тки у нас эн называ́ют, ну, то есть кусо́к тка́ни на пода́рок э́той ба́бке. Укра́шивается гро́ши, с собо́й. Ну е́сли магази́н уже́ закры́т к ве́черу, то гори́лку ба́бка гото́вить э́то с собо́й, и по у́лице ката́ють, и ина́ всех часту́еть. [Это в какой деревне было?] А везде́ у нас э́то ёсть. [Это вы читали или сами видели?] Са́ми ви́дели. Вот про… позапро́шлом году́ мы крести́ли, вот, сосе́дского ма́льчика, и э́то са́мое… [Соб.: Расскажите еще раз, как это происходит.] Ну вот ба́бка э́та, повиту́шная… Ба́бка… [Повитуха?] П… ну да, повиту́ха вот э́та, сейчас\ же уже́ да, нема́ их, но всё равно́, э́то са́мое, кого́-то, говорю́, приглаша́ють вот. ИИ… ну иду́т там крести́ны, всё жела́ют, да́рят пода́рки, всё… э́то са́мое, кум… ну, стара́ется вы́купить, ба́бка э́та гото́вит ка́шу, сейча́с у нас уже́ э́то не… не настоя́щая ка́ша, крупянна́я, а ча́ще конфе́ты и пяче́нье. Ну… ли́бо глиня́ную таре́_лку, ну, купи́ть стара́ются, так вот приде́рживаются ра́ньше. Ли́бо глиня́ный горшо́чек, ну вот яны́ у нас сейча́с ж продаю́тся э́то, да. Пе́ряд э́тим, когда́ ба́бка прихо́дит, ну, го́сти же уже́ там ёсть, стара́ются все догле́ть, куды́ ба́бка э́ту ка́шу свою́ схова́еть. Вот, перехова́ть, то поменя́ють яе́ на кота́ в узело́чек э́то завя́зано, то там на ку́рицу на яку́ю в то ме́сто поста́вят, е́сли на́йдуть. Вот, пото́м ба́бка должна́ як бы откупи́ться… Ну, в при́нципе все символи́чески собира́ют то́же де́ньги там даю́ть за э́ту ка́шу. Усе́ ж попро́бовать хо́чут. [В каком доме это делается?] А там, где кре́стють ребёночка э́того. Та, вот. Нуу… у нас я́к-то так при́нято, ну так как бы поды́грывают все, что… до́лжен… кум як бы пер… перемагчы́, вот э́то победи́ть. И ён вот, когда́ ужо́, ну́, ка́шу, яе́ ж на́до откры́ть, то есть э́ту таре́лку, обма́танную в рушни́к, разбива́ють. Вот на черяпки́, да. И вот э́ти черяпки́ у нас храня́ть, ну, так ска́жем, до заму́жества, до сва́дьбы вот э́того ребёнка. Я вот спра́шивала для чаго́. А яны́… ну, мне объясни́ли так: чтоб посчита́ть, ско́лько ж у э́того хло́пца ти у де́вки, бу́дет ско́лько черяпко́в, сто́лько бу́дет там де́вок до сва́дьбы, там ти хло́пцев. [Девок именно?] И де… ну, для де́вочки – хло́пцев, со скольки́ми ина́ там перягуля́еть, а для ма́льчика - ско́лько у яго́ бу́дет де́вок. И вот э́то храни́тся. [А кто разбивал этот горшок с кашей?] Кум. [Кум, да?] [Утвердительно мычит.] А вот э́ты оско́лки, таре́лки, э́того горшо́чка, вот всё храни́тся. А ка́шу – ну, пяче́нье, конфе́тки, э́то раздаю́ть всем. [Кум – который крестит?] Кото́рый кре́стит ребёнка, да. Кото́рый крести́л. [А в чем бабку везли?] Ну, щас у та́чках во́зють. [В тачках?] Ну, садо́вые та́чки, зна́ете. Таки́е вся́кие, таки́е, да. Ну застила́ють яки́м покрыва́лом там, цвято́чком, ба́нтиком украша́ють там. [Соб.: Сейчас же детей рожают в роддомах.] Да. Ну… [А как выбирают эту бабку?] Ну як, шоб и де́ти у ей бы́ли, шоб не алка́шка была́, шоб господы́ней хоро́шей была́. Чтоб…. ну, обяза́тельно чтоб бы́ли де́ти… Не… у нас на Белору́ссии, вот, наприме́р, у ку́ма не приглаша́ют тех, кото́рые до сорока́ са́ми не жани́лись, у кото́рых дяте́й не́ту. Вот таки́х у ку́мы ня бяру́ть. Ну вот… Ну кто кому́ до сподо́бы, хто дру́_жить там с кем, хто помога́л, наприме́р, там сове́тами до ро́дов. Да, мо́жет, и сосе́дка быть там… Мо́жеть ро́дственница яка́я-то быть. [Соб.: Говорят, как только ребенок родился, мать дает ему какую-то грудь. Какую?] [Молчат.] [Не говорили, что какую-то определенную нужно давать?] Ну, обы́чно говоря́т, пра́вую, чтоб ребёнок был правшо́й. [Усмехается.] А е́сли ле́вую, то левшо́й. Вот у нас так. [Здесь тоже это было?] Да. Да. [Когда повитух шла на роды, не говорили, что она может как-то узнать о судьбе ребенка?] Ну… ну нас так уже́ э́то зате́ряно, не… Ну а так в литерату́ре, коне́чно, мно́го опи́сано. У йих там и ба́_ни там, ии… всё э́то… И, ну, и когда́ вот уже́ приво́зют, наприме́р, с це́ркви ребёнка, да, то р… наприме́р, родна́я ба́бушка, е́сли она́ яго́ встреча́ет, то як бы не на го́лые ру́ки, то́же… вот совреме́нные таки́е у нас уже́ прики́д, на… на ру́ки ло́жуть де́ньги. И ба́бка бяре́ть деньга́ми. А ба́бка повиту́ха, что да, то́лько… ну, на рушни́к принима́ла ребёночка. [Ей как-то платили?] Ну вот во вре́мя крести́н, вот ёй кум вот э́ти наки́_дку, ткаань, ну… ну а вот деньга́ми ён… я никогда́ не слы́шала, чтоб у нас отпла́чивали ёй за э́то. [Нельзя было?] Я вот… и в литерату́ре не чита́ла. Уж… ну, бы́ли ж вся́кие, и бе́_дные, там, се́мьи. Ну е́сли было́ че́м-то угости́ть, то вот э́тым угоща́ли. Там, саа\ло, вот, мёд. У кого́ что, хоть ми́зер яки́й-то вот за э́то. И вот у повиту́хи – то́же, то́лько кото́рая, ну, име́ли свои́х дете́й. Ну як бы говори́ли вот, ну, чи́стые и те́лом, и душо́й, по́мыслами. Вот, алкоголи́чек не приглаша́ли никогда́, не… не ведьма́рок там. Ну пра́вильно, шапту́хи бы́ли там везде́. Вот я вам расска́зывала про свячу́ вот э́то, Шабло́вскую Праско́вью Ива́новну упомяна́ла, да, вот я гърю, вот це́нное она́, мно́го зна́ла. Там, и шепта́ть, и то… [То есть умела и шептать?] Да, да. К ней обраща́лись. [Далее рассказывает про шептух. – См. XIII-9 а, д, е, 8 а, б.]