Год | 2014 |
Собиратели | ОВБ, ОФ |
Могилевская область |
Кричевский район |
Костюшковичи |
Код | ДОВ |
Пол | f |
Год рождения | 1989 |
Код | СЕС |
Пол | f |
Год рождения | 1949 |
IIIa 4 и | Что нельзя делать в доме, пока там покойник (мести пол, топить печь, печь хлеб)? Надо ли закрывать зеркала в доме, где покойник? Завешивают ли окна? Чем? Для чего? Как долго? |
IIIa 6 в | Что делали после выноса тела с лавкой, на которой лежал покойник: клали туда какие-либо предметы, камень, посыпали житом, переворачивали, ложились, садились и т.д.? Как мыли пол, после выноса тела (двигая тряпкой только в одну сторону, к порогу)? |
IIIa 7 г | Что нужно сделать перед тем, как войти в дом? Делается ли это только после похорон или всегда по возвращении с кладбища? Что может случиться, если не помыть? Кто первым входил в дом после похорон? Что они делали? |
IIIa 8 в | Что делают перед тем, как закрыть гроб? Сыплют ли в гроб землю? Кто? Зачем? Целуют ли родные покойника? Можно ли его целовать в губы? |
IIIa 8 д | На чем опускают гроб в могилу (на веревках, на полотенцах)? Что с ними потом делают? |
IIIa 10 | Существовал ли обычай на другой день после похорон навещать покойника? Как это называлось (будить, побужать покойника, носить завтрак, навещать и т.д.)? Кто и как это делал? Что приносили с собой (еду, полотенце)? |
IIIa 11 | Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)? |
IIIa 14 доп | |
IIIa 19 в | Где ставили крест (в голове, в ногах)? Почему? Как он выглядел? Не вешали ли на него полотенца, платки? С какой целью? Делают ли на нем надписи, эпитафии? Кто их сочиняет? Вставляли ли в крест иконку? Делают ли крышу над крестом? Ставят ли вместо креста столбик? Зачем? Что делают, если крест сгнил на могиле? Можно ли его заменять? |
Бросать, Внутренний-внешний, Время, Гроб, Девять, День, Дни, Дом, Душа, Жизнь-смерть, Запреты, Земля, Кладбище, Крест, Могила, Над-под, Обереги, Очищение, Погребение, Покойник, Покойник ходячий, Полотенце, Поминальные дни, Поминки, Похоронный обряд, Предки, Пространство, Прощание, Родство, Рука, Семейные обряды, Сорок, Сосед, Сутки, Тело человека, Тот свет, Три, Утварь, Церковь, Число
ФА ВШЭ 7877
7877
[Нет обычая, когда говорят «провожать душу»?] [ДОВ:] Нет… [Соб.: Когда человек умрет, а потом на какой-то день его душу провожают.] У нас вообще́ как бы погреба́льная обря́дность в Кри́чевском райо́не вот свя́зана с тем, что, как то́лько челове́к умира́ет, пе́рвое, что де́лается, как везде́, - э́то заве́шивание о́кон… заве́шивание о́кон, зерка́л и вот любы́х отража́ющих пове́рхностей. Пото́м, когда́ гроб выно́сится из до́ма, перевора́чиваются табуре́тки, ли́бо сту́лья, на кото́рых он стои́т, и на них кладётся топ\ор. В связи́ с тем, что́бы… смерть огради́ть. То есть, что́бы она́ бо́льше в э́тот дом не пришла́. Потому́ что э́то свя́зано с тем, что е́сли есть оди́н поко́йный в семье́, потто́м че́рех не́которое вре́мя умира́ет ещё оди́н, сле́довательно, бу́дет и тре́тий. Вот, у… Тут чего́ далее́ко ходи́ть, у меня́ у дру́га умерла́ ба́бушка, че́рез три ме́сяца умерла́ мать и потто́м оте́ц. Практи́чески вся его́ се́мья вот тут… вот э́то три сте́пени ухо́да. Как и три сте́пени родства́ ме́жду людьми́, так и три сте́пени ухо́да в мир ино́й.
[СЕС:] У нас… у нас тако́го не было́.
[ДОВ:] Ну вот. [А как у вас было?]
[СЕС:] Ну то́же так, а э́тот топо́р не ло́жат. Мо́жно говори́ть, у нас…
[ДОВ:] Кладу́т топо́р. Пото́м по возвраще́нии из кла́дбища… лю́ди в… ну, то есть в дом не пуска́ют сра́зу. Сра́зу пе́ред до́мом ну́жно вы́мыть ру́ки.
[СЕС:] Да, мо́ют.
[ДОВ:] То есть вылива́ют на́ руки во́ду, даю́т мы́ло и вы́тереть ру́ки. Ли́бо есть ещё в не… не́которые лю́ди так де́лают, они́ прихо́дят с кла́дбища и гре́ют ру́ки во́зле пе́чки, да́же е́сли пе́чка холо́дная, ти́па, что́бы обману́ть сме́рть. То есть они́ с… согрева́ют ру́ки, и сме́рть не до ним… не мо́жет к ним подобра́ться. Пото́м на сле́дующий де́нь есть поня́тие пе́рвого зав\трака. То есть э́то челове́к ещё, как бы его́ похорони́ли, но номина́льно не ушёл из семьи́. Поэ́тому бли́зкие ро́дственники собира́ют каку́ю-то еду́ и отправля́ются на кла́дбище. ИИ…
[СЕС:] Бли́зкие иду́т на за́втрак.
[ДОВ:] Да, и там за́втракают.
[СЕС:] Да-да-да. Ну, на за́втрак на са́мом де́ле.
[ДОВ:] То есть э́то вот пе́рвый за́втрак. На девя́тый день – поми́нки. Бли́зких ро… бли́зкие ро́дственники собира́ются на поми́нки, на сороково́й день собира́ются бли́зкие ро́дственники, сосе́ди и те, кто копа́ли моги́лу.
[СЕС:] Да, кто я́му копа́л.
[ДОВ:] Воот, их всех приглаша́ют, во э́то прохо́дит после́дний помина́льный обе́д. Потом\у в э́то же день, и на де́вять дней, и на со́рок дней, иду́т в це́рковь вот. Вот в це́ркви прохо́дит э́то…
[СЕС:] Отправля́ют челове́ка.
[ДОВ:] Отправле́ние. Когда́ там зака́зывают слу́жбу, ли́бо не́которые зака́зывают заупоко́йный сорокоу́ст, ли́бо там…
[СЕС:] Ну, панихи́ду, да.
[ДОВ:] Да, ли́бо панихи́ду. Вот, и вот сороково́й день счита́ется уже́ днём про́вода. Вообще́ в белору́сской вот обря́дности, св\язанной с рушника́ми, э́то сейчас опуска́ют гробы́ на… в моги́лу на верёвках, а ра́ньше – на рушника́х. То есть рушни́к повя́зывался пото́м э́тот на кот… на кото́ром опуска́ли, он отправля́лся туда́ же, то есть его́ ря́дом с гро́бом вкла́дывали
Был рушни́к, кото́рый перевя́сло. Выполня́л фу́нкцию перевя́сел. Их снима́ли и то́же оставля́ли в гробу́ и оди́н рушни́к несли́ с собо́й, что́бы оста́вить его́ на моги́ле. То есть когда́, ну, ещё миф тако́й, что поко́йный вст\анет, и он от пережива́ния, от того́, что он вы́йдет, ему́ ну́жно бу́дет утере́ться, привести́ себя́ в поря́док. Вот для э́того был э́тот рушни́к. [Когда ему нужно будет встать?] Ну, пе́ред Су́дным днём. Да, и вот поэ́тому ещё… Вот в Кри́чевском райо́не, я заме́тила, здесь на кла́дбище вот во вре́мя похоро́н крест устана́вливается в голова́х моги́лы. А н… в Правосла́вии, наско́лько я зна́ю, в Христиа́нстве, в нога́х. Для того́, что́бы, е́сли он встаёт пе́ред Су́дным днём, взя́ться за э́тот крест и подня́ться за него́. А у нас ста́вят в голова́х. [В головах?] Да, ещё у нас есть осо́бенность того́, что бли́зкие ро́дственники не мо́гут броса́ть зе́млю в моги́лу. Вот, то есть ба́бушка моя́, я ещё по́мню, конфли́кт у нас на кла́дбище произошёл. Моя́ тётя, она́ живёт в Петербу́рге, она́ прие́хала попроща́ться с мои́м отцо́м. То есть её ста́рший брат. Она́ взяла́ ком земли́ - ба́бушка моя́ по руке́ хло́пнула, говори́т: «Ему́ э́та земля́ тяжёлая бу́дет, не на́до». В ито́ге броса́ли то́лько лю́ди, кото́рые… сосе́ди, копа́тели, а ро́дственников не пусти́ли.
[СЕС:] А мы броса́ем, все свои́.
[ДОВ:] А вот… ну, не зна́ю. А у нас вот нет. Нам не разреша́ли, ба́бушка моя́ не разреша́ла. […] [Через некоторое время возвращаемся к разговору.] [Когда говорили, что на перевернутые табуретки кладут топор, вы сказали, что у вас не так делают, а как у вас делают?]
[СЕС:] У нас перевора́чивают, то́лько топо́р не ло́жат.
[ДОВ одновременно:] Но топо́р не кладу́т, а у нас кладу́т топо́р. [То есть топор не кладут?]
[СЕС:] У нас топо́р не ло́жуть.
[СЕС:] У нас… у нас тако́го не было́.
[ДОВ:] Ну вот. [А как у вас было?]
[СЕС:] Ну то́же так, а э́тот топо́р не ло́жат. Мо́жно говори́ть, у нас…
[ДОВ:] Кладу́т топо́р. Пото́м по возвраще́нии из кла́дбища… лю́ди в… ну, то есть в дом не пуска́ют сра́зу. Сра́зу пе́ред до́мом ну́жно вы́мыть ру́ки.
[СЕС:] Да, мо́ют.
[ДОВ:] То есть вылива́ют на́ руки во́ду, даю́т мы́ло и вы́тереть ру́ки. Ли́бо есть ещё в не… не́которые лю́ди так де́лают, они́ прихо́дят с кла́дбища и гре́ют ру́ки во́зле пе́чки, да́же е́сли пе́чка холо́дная, ти́па, что́бы обману́ть сме́рть. То есть они́ с… согрева́ют ру́ки, и сме́рть не до ним… не мо́жет к ним подобра́ться. Пото́м на сле́дующий де́нь есть поня́тие пе́рвого зав\трака. То есть э́то челове́к ещё, как бы его́ похорони́ли, но номина́льно не ушёл из семьи́. Поэ́тому бли́зкие ро́дственники собира́ют каку́ю-то еду́ и отправля́ются на кла́дбище. ИИ…
[СЕС:] Бли́зкие иду́т на за́втрак.
[ДОВ:] Да, и там за́втракают.
[СЕС:] Да-да-да. Ну, на за́втрак на са́мом де́ле.
[ДОВ:] То есть э́то вот пе́рвый за́втрак. На девя́тый день – поми́нки. Бли́зких ро… бли́зкие ро́дственники собира́ются на поми́нки, на сороково́й день собира́ются бли́зкие ро́дственники, сосе́ди и те, кто копа́ли моги́лу.
[СЕС:] Да, кто я́му копа́л.
[ДОВ:] Воот, их всех приглаша́ют, во э́то прохо́дит после́дний помина́льный обе́д. Потом\у в э́то же день, и на де́вять дней, и на со́рок дней, иду́т в це́рковь вот. Вот в це́ркви прохо́дит э́то…
[СЕС:] Отправля́ют челове́ка.
[ДОВ:] Отправле́ние. Когда́ там зака́зывают слу́жбу, ли́бо не́которые зака́зывают заупоко́йный сорокоу́ст, ли́бо там…
[СЕС:] Ну, панихи́ду, да.
[ДОВ:] Да, ли́бо панихи́ду. Вот, и вот сороково́й день счита́ется уже́ днём про́вода. Вообще́ в белору́сской вот обря́дности, св\язанной с рушника́ми, э́то сейчас опуска́ют гробы́ на… в моги́лу на верёвках, а ра́ньше – на рушника́х. То есть рушни́к повя́зывался пото́м э́тот на кот… на кото́ром опуска́ли, он отправля́лся туда́ же, то есть его́ ря́дом с гро́бом вкла́дывали
Был рушни́к, кото́рый перевя́сло. Выполня́л фу́нкцию перевя́сел. Их снима́ли и то́же оставля́ли в гробу́ и оди́н рушни́к несли́ с собо́й, что́бы оста́вить его́ на моги́ле. То есть когда́, ну, ещё миф тако́й, что поко́йный вст\анет, и он от пережива́ния, от того́, что он вы́йдет, ему́ ну́жно бу́дет утере́ться, привести́ себя́ в поря́док. Вот для э́того был э́тот рушни́к. [Когда ему нужно будет встать?] Ну, пе́ред Су́дным днём. Да, и вот поэ́тому ещё… Вот в Кри́чевском райо́не, я заме́тила, здесь на кла́дбище вот во вре́мя похоро́н крест устана́вливается в голова́х моги́лы. А н… в Правосла́вии, наско́лько я зна́ю, в Христиа́нстве, в нога́х. Для того́, что́бы, е́сли он встаёт пе́ред Су́дным днём, взя́ться за э́тот крест и подня́ться за него́. А у нас ста́вят в голова́х. [В головах?] Да, ещё у нас есть осо́бенность того́, что бли́зкие ро́дственники не мо́гут броса́ть зе́млю в моги́лу. Вот, то есть ба́бушка моя́, я ещё по́мню, конфли́кт у нас на кла́дбище произошёл. Моя́ тётя, она́ живёт в Петербу́рге, она́ прие́хала попроща́ться с мои́м отцо́м. То есть её ста́рший брат. Она́ взяла́ ком земли́ - ба́бушка моя́ по руке́ хло́пнула, говори́т: «Ему́ э́та земля́ тяжёлая бу́дет, не на́до». В ито́ге броса́ли то́лько лю́ди, кото́рые… сосе́ди, копа́тели, а ро́дственников не пусти́ли.
[СЕС:] А мы броса́ем, все свои́.
[ДОВ:] А вот… ну, не зна́ю. А у нас вот нет. Нам не разреша́ли, ба́бушка моя́ не разреша́ла. […] [Через некоторое время возвращаемся к разговору.] [Когда говорили, что на перевернутые табуретки кладут топор, вы сказали, что у вас не так делают, а как у вас делают?]
[СЕС:] У нас перевора́чивают, то́лько топо́р не ло́жат.
[ДОВ одновременно:] Но топо́р не кладу́т, а у нас кладу́т топо́р. [То есть топор не кладут?]
[СЕС:] У нас топо́р не ло́жуть.