Характеристики текста
Год2014
СобирателиОВБ, ОФ
Место сбора данных
Могилевская область
Кричевский район
Костюшковичи
Информанты
Данные об инф.
КодДОВ
Полf
Год рождения1989
Место рождения
Данные об инф.
КодСЕС
Полf
Год рождения1949
Место рождения
Опросник
IIIa 18 Обмирания. Запишите рассказы о том, как человек "обмер"- заснул, а его душа побывала на том свете.
Ключевые слова
Вера, Вода, Время, Говорить, Демонология, Жизнь-смерть, Знак-знамение, Меморат, Мужчина, Питье, Прорицание, Пространство, Ребенок, Смотреть-заглядывать, Сон, Тело человека, Тот свет, Хороший-плохой, Чистый-грязный
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 7971
7971
[Сама вспоминает.] [ДОВ:] А у меня́ ба́бушка расска́зывала про каку́ю-то свою́ знако́мую. У неё тётя страда́ла летарги́ей. Причём у неё летарги́я была́ така́я… д… годова́я. Она́ могла́ на́ год усну́ть, могла́ на два го́да усну́ть, пото́м опя́ть просну́ться. И она́ одна́жды расска́зывала, что во вре́мя летарги́и ей присни́лся сон. Что уви́дела она́ свою́ ро́дственницу. Она́ говори́т: «Пойдём я тебе́ покажу́, где я живу́». Они́ г… ну, она́ говори́т: «Я иду́ сле́дом за ней, они́ иду́т по доро́ге и вдоль доро́ги лежа́т мужчи́ны. Ра́зного во́зраста и у ка́ждого мужчи́ны нимб над голово́й». Она́ говори́т: «А кто э́то?» Та говори́т: «Э́то те, кто поги́бли на по́ле бра́ни». Пото́м они́ иду́т да́льше и ви́дят дете́й. Оди́н п… причём оди́н ребёнок пьёт гря́зную во́ду из та́за, а второ́й ребёнок тря́пки ест, ве́тошь. Она́ говори́т: «А что они́ де́лают?» Она́ говори́т: «Во́ду пьют, те кто в пра́здники мы́ли полы́». Она́ говори́т: «А ве́тошь кто ест?» - «А ве́тошь ест – те, кто за де́ньги гада́ли». Вот она́ идёт, её э́то всё пока́зывают. Она́ говори́т: «Как у тебя́ тут хорошо́. А мо́жно я оста́нусь?» Она́ говори́т: «Не на́до, не остава́йся». Говори́т: «А почему́ не на́до?» И тут, - она́ говори́т, - ре́зко развора́чивает её за пле́чи и выта́лкивает: «Уходи́ отсю́да». И она́ просну́лась и с того́ моме́нта у… летарги́и у неё бо́льше не наблюда́лось. То есть она́, ви́димо спала́ до того́ моме́нта, пока́ ей ну́жно бы́ло э́то уви́деть. Чтоб всё поня́ть и поня́ть, что не… не ну́жно ей сюда́ со́бственно говоря́. [То есть ее время еще не пришло?] Вот полу́чается так. [Почему дети пили воду и ели ветошь?] А не зна́ю. Ну, то есть е́сли взро́слые лю́ди, кото́рые в… воева́ли, мо́жет быть, как бы говоря́т о лю́дях, кото́рые занима́ются… таки́ми, так ска́жем, не богоуго́дными дела́ми, там, рабо́тают в пра́здники, говоря́т де… «де́тский ро́зум». В Белору́ссии есть тако́е расхо́жее поня́тие «де́тский ро́зум». Потому́ что, ти́па, как бы де́ти не сообра́жают то что ну́жно де́лать что́-то. А взро́слые лю́ди как бы уже́ до́лжны, но всё равно́ э́того не де́лают. Мо́жет быть, э́то с э́тим свя́зано. […] [Через некоторое время возвращаемся к разговору.] [Не рассказывали, что человек, очнувшись после летаргии, получал какие-то новые способности, например, мог лечить?]
[СЕС:] Неет, тако́го нет. Так то́лько по телеви́зору.
[ДОВ:] Наве́рное.
[СЕС:] Смо́тришь, что тако́е.
[ДОВ:] Ну да, да. [Как будто человек там что-то получает?]
[СЕВ:] Да-да-да. Предсказа́тель там что. [Соб.: Да. Например, такое.] Ну так то́лько по телеви́зору. Нет, я то́лько слы́шала, а так нет.