Характеристики текста
Год2014
СобирателиОВБ, ОФ
Место сбора данных
Могилевская область
Кричевский район
Костюшковичи
Информанты
Данные об инф.
КодДОВ
Полf
Год рождения1989
Место рождения
Данные об инф.
КодСЕС
Полf
Год рождения1949
Место рождения
Опросник
XXIIa 10 г Как и почему следует вести себя в церкви: как и где стоять; можно ли поворачиваться спиной к алтарю; как держать руки; как одеваться мужчинам и женщинам; как повязывать платок; можно ли разговаривать; как передавать свечку; как надо креститься; можно ли приходить на службу с опозданием и уходить раньше ее окончания?
Ключевые слова
Богослужение, Вера, Говорить, Головные уборы, Давать-брать, Дверь, Добро-зло, Дом, Икона, Крест, Лавка, Ломать, Меморат, Молиться, Над-под, Народное православие, Обереги, Одежда, Один, Освящение, Открытый-закрытый, Пасха, Платок, Пространство, Родство, Свеча, Свой-чужой, Священник, Стол, Стоять, Утварь, Ходить, Хороший-плохой, Церковь, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 7984
7984
[Ранее говорила, что батюшки не смотрят, что они освящают. – См. карточку IX-12 ж доп.] [ДОВ:] Ну, вот… у нас… Мне ка́жется, что и́менно вот на Кри́чевщине и лю́ди как бы привы́кли, что у нас прихожа́не отлича́ются умо́м и сообрази́тельностью. Потому́ что вот ходи́ть на Па́сху, вот я ходи́ла на Па́сху освяти́ть в про́шлом году́. И я ещё взяла́ одну́ па́сху, подру́га попроси́ла. Она́ говори́т: «Мы уезжа́ем, у нас не полу́чится, мо́жет, ты схо́дишь?» Я забрала́ её па́сху и сво́ю. Я обы́чно беру́ в це́рковь с собо́й кули́ч, я́йца-кр\ашенки, то́же покупа́ю све́чи и беру́ с собо́й соль. Ли́бо беру́ ещё каки́е-то конфе́ты. Но конфе́ты э́ти я могу́ пото́м оста́вить в це́ркви про́сто на поми́н. Вот, я пришла́, у нас… как бы ра́ньше святи́ли на земле́, про́сто на тра́вочку лю́ди станови́лись. А сейча́с поста́вили скаме́йки. И я подхо́жу: смотрю́ скаме́йка прям пе́ред вхо́дом, свобо́дная, я туда́. И тут вылета́ют каки́е-то две же́нщины. [Изображает злых сердитых женщин.] «… ывай отсю́да!» Я тако́го ма́та… И причём, что са́мое интере́сное, э́та ла́вочка две́ри в две́ри с це́рковью. «У нас тут за́нято!» - кричи́т. Я така́я, я ду́маю: «Иди́те-ка вы на… встре́чу бронепо́езду». Собра́ла свои́ су́мки. Ду́маю: «Да я до э́того на тра́вочке святи́ла и ещё постою́». На тра́вочке разложи́лась, идёт сле́дом за мной…
[СЕС:] Э́то в го́роде?
[ДОВ:] Да. Идёт за мной сле́дом мужичо́к тако́й гру́стный. Говори́т: «Меня́ то́же прогна́ли». Я говорю́: «Ну станови́тесь ря́дом, что вы? Все стоя́т – и вы ста́нете».
[СЕС:] Да уж, постои́шь.
[ДОВ:] И тут они́ открыва́ют свои́ кошёлки и начина́ют выгружа́ть продукто́вый склад: колбасу́, холоде́ц… Там, сала́ты… всё э́то выставля́ют на э́ту ла́вку
[СЕС:] Чаго́ это?
[ДОВ:] А я стою́, говорю́: «Го́споди, приволокли́ б холоди́льник. Оте́ц Андре́й бры́знул бы туда́ па́ру раз – е́ли бы уже́ и не боя́лись.[СЕС:] Ещё раз…
[ДОВ:] Ну, вот э́то вот, вот, вот… Я нигде́ про́сто тако́го не ви́дела. Мы бы́ли в Бре́сте, когда́ е́здили к де́душке с ба́бушкой, у них све́тят вообще́ на стола́х. У них во́зле це́ркви столы́ ста́вят. Лю́ди ста́вят всё на столы́, прохо́дит ба́тюшка и освяща́ет. В Кри́чеве да́же молодёжь доду́мывается до того́, что, я говорю́, я в це́рковь зашла́ на Все́нощную – я чу́ть не се́ла там, где стоя́ла. Стои́т молодо́й челове́к с нау́шниками. Слу́жба идёт – он стои́т… Ему́ хоро́шо… И всё чуде́сно. [У него там что-то свое?] Да. У него́ там своя́ атмосфе́ра вообще́. И тем бо́лее у нас прихо́дишь в це́рковь, а… Вот, в Кри́чеве то́же вот тако́е больно́е ме́сто, когда́ прихо́дишь… «Ты чё пришла́ в штана́х?» [Соб.: Да, это понятно.] Я стара́юсь в це́рковь ходи́ть в ю́бке, но, как говоря́т свяще́ннослужи́тели…
[СЕС:] Но э́то сейча́с и тря́пки даю́ть.
[ДОВ:] … е́сли тебе́ хо́чется зайти́ - ты мо́жешь зайти́ в чём уго́дно. Есть, коне́чно, ограниче́ние, что же́нщина, когда́ у неё крити́ческие дни, не мо́жет в це́рковь зайти́. Ни в це́рковь зайти́, ни к ико́не прикла́дываться, ни све́чку ста́вить.
[СЕС:] Э́то да, да.
[ДОВ:] Э́то везде́. То есть там… Вот. А тут, да́же е́сли у тебя́ нет ю́бки, там и́ли пла́тья – всегда́ повя́зывают плато́к. «Ты чаго́? А шо ты ста́ла тут? А иди́ усюды́. А во вон там вон ещё посто́й». И вот так стои́шь: «Чего́ вы меня́ шпыня́ете?» Я зашла́ в це́рковь в Ми́нске, у меня́ была́ годовщи́на по де́ду, и я пошла́ в це́рковь. Там, там лю́ди разгова́ривают шёпотом, всё ти́хо и споко́йно. А я подошла́, спроси́ла, где мо́жно поста́вить свечу́, потому́ что «я у вас в пе́рвый раз, я не зна́ю». Мне сказа́ли. Я говорю́: «А почему́ вот оставля́ют?» (Там ико́на висе́ла, на ней бы́ло о́чень мно́го серёжек, кре́стиков.) Она́ говори́т: «Э́то, - гът, - е́сли лю́ди теря́ют, они́ прино́сят». Ли… ли́бо нахо́дят, они́ нахо́дят владе́льца, тогда́ прино́сят туда́. [То есть это найденные вещи?] Да. На́йденные ве́щи, ли́бо лю́ди про́сто оставля́ют доброво́льную тре́бу, что́-нибудь дорого́е для себя́, оставля́ют взаме́н на исцеле́ние, ли́бо ещё на что́-то. Вот, есть тако́е. И там всё э́то ти́хо ка́к-то, споко́йно и присто́йно. По-мо́ему, на всех перифери́ях кри́ки, во́пли, толка́ются все. «Отойди́ отсю́да! Кыш!» Все так прогоня́ют. Вот я так посмотре́ла на э́то всё, и вот, е́сли че́стно, за э́то берёт расстро́йство. Потому́ что лю́ди все равны́, то есть как в ба́не. Це́рковь как ба́ня – все одина́ковые. Не, ну, коне́чно, там есть како́е-то дифференциа́льное деле́ние. Что е́сли там, допу́стим, челове́к позна́тней да побога́чей, он всё вре́мя вперёд выта́лкивает. Вот, а остальны́е уже́ - как кому́ как ме́сто. Кто́-то мо́жет во́зле двери́ тере́ться. Те, кто победне́е. Вот, ну, я счита́ю, что, ну, глу́пости э́то. По-мо́ему, э́то пережи́тки каки́е-то капиталисти́ческие.