[Мы хотели узнать, как раньше детей годовали, как первый раз купали, чтобы ребенок рос хорошим?] [ЕНФ:] Ну дак что же, роди́л… у меня́ оди́н то́лько сын был, роди́лся ён, ма́ленький был, два восемьсо́т роди́лся. Ну хорошо́… у ма́тки жи́л, у Бе́ли была́ за́мужем у тре́тьей, а тада́ уже́ ён пое́хал в Мелито́пель, сде́лали опера́цию, и ён помёр та́ма. Ну я и пришла́ к м\атке. Роди́ла сы́на, взгодова́ла сы́на, ну.
[Как купали ребенка первый раз? Сыпали что-то в воду?] Ничё ника́к, поня́тиё… не. В полоте́нце во так во поло́жишь и ру́ку поло́жишь… як чу́вствуется.
[Не говорили, что у младенцев бывают какие-то волосики, которые колются?] Мой чи́стенький был, ко́ли я не зна́ю поня́тия. Чи́стенький. И взгодова́ла де́тка.
[Не говорили, что у детей станет теменный зуб или теменник?] Э́то ж те́менник, е́сли те́мя э́то сюды́ так тро́шку опу́стится.
[Почему оно так опускается?] Ну Бог ё зна́еть, ну чего́, а так же ничёго де́тки.
[Что тогда болит, если теменник опустится?] Я дак поня́тия не име́ла. Вот ўзгодова́ла Ко́лю своего́, я поня́тия не име́ла, каб что́-нибудь бы́ло.
[А что это такое? Это называется теменник?] Те́менник, вот голо́вка бол\ить, а тада́ те́мя туды́… У твоего́ не было́ мальце́?
[Обращается к БЕА, та отрицает.] Ну и у моего́ не. Те́менник, як тады́ тогда́ ён кричи́т дю́же. Пла́четь.
[Как это выглядит?] Ну як… на́до быть у дяте́й.
[БЕА одновременно:] Ну э́то про́сто така́я як упа́динка яна́…
[ЕНФ:] Впа́динка ту́та во. Во ту́та во. И ничёго тада́, сам по сябе́, и ничёго я… я не было́, у моего́ так, я не бу́ду говори́ть. Ну мо́жа кто и жа́лиўся…
[Что будет, если ребенок испугается?] Ну так на́до, де́точка, э́то тогда́ уже́ к ба́бкам.
[А если не к бабке идти, может, под столом водили?] Ничёго, ничёго, то́лько ба́бку приве́сть, ка́бы ина́ поше́птала и всё. Во як на́до.
[БЕА:] Соро́чкой обтирали. Бабу́ля моя́ расска́зывала. Изна́нкою. Вот ни́жняя сорочка, кото́рую носи́ла мать, вот э́той соро́чкой, вот э́той изна́нкой, и́менно изна́ночной стороно́й, на́до бы́ло обче́рть
[обтереть]. Когда́ ребёнок пуга́лся, ну так бабу́ля моя́ расска́зывала. Что расска́зывала – то я вот помню́.
[Ваша бабушка тоже отсюда?] Ну да, Кричевский райо́н то́же.
[Это мать могла обтирать?] Ну в основно́м да, ма́ма обтира́ла, мать.
[ЕАФ:] Суро́ци.
[БЕА:] От… да, от с… от сгла́за.
[ЕНФ:] Ну и большинство́…
[БЕА одновременно:] Ну я не зна́ю, тут чё де́лалось так, но ба́ба расска́зывала, что э́то…
[ЕНФ:] Ну зна́ешь что, де́тка, я ж нику́да дю́же, ма́лый-то рос, не́кому ж бы́ло, я ж одна́ годова́ла яго́, ну дак я ж никуды́ дю́же не ходи́ла…
[А вы не знаете слов от суроцев или от пуду?] Ну дак э́то, э́то я могу́.
[Вы расскажете?] [Усмехается.] Кто е зна́еть.
[Соб.: Расскажите, пожалуйста.] Ну пе́рво – помо́лимся Бо́гу.
[Т.В. Володина включила камеру.] А, дак ты на э́то. Пе́рвое – на́до Бо́гу помоли́ться. Перехрести́ться и Бо́гу помоли́ться. «О́тче наш», а тогда́ спуг выгова́риваю: «Ба́бски, мушши́нски, ветрены́е, роди́мы, рассыпны́й, мыши́ный, крыси́ный, пчали́ны, ко́нски, коро́вски, соба́чи, дитя́чи, с пога́ного языка́, з вре́дного гла́за, выходи́те з бу́йной з головы́, з печенёв, з легонёв, з мозго́в, з черепко́в, з рук, з ног, з но́гтиков. Костьи́ не ломи́, мя́са не суши́, выходи́ на боло́то, на мохи́, на лясы́, на жёлтые пяски́. А где тра́вы не расту́ть, а где пту́шки не быва́ють, сам Госпо́дь пребывае́т, своёю пелено́ю накрыва́ет». Три ра́за на́до и перехрясти́ться чтоб тогда́… И всё. «Выходи́те на тёмные лясы́, на коло́ды, там вам жить-пропада́ть, а у тако́го-то здоро́вья не щипа́ть».
[Произносит потом этот и схожий текст в других случаях. – См. XXa-17 к; VIII-5, 2, 4 а; XXa-18 доп., 17 д.] Во э́то я всегда́ так. Я сама́ отгова́риваю, я ня бу́ду бреха́ть, я сама́ э́то всё зна́ю. Ко мне дяте́й и скоти́ну все во́дють.
[Усмехается.] Ну помога́еть – и сла́ва Бо́гу.
[Не говорили, что от пуду (=от испугу) может появиться какая-то хвороба?] Боле́знь э́то нехоро́шая.
[Как она у вас называется?] А я дак во э́то не зна́ю як яна́.
[Если у маленького ребенка начинался припадок, как про него говорили?] Ну то́ко надо к лю́дям, то́ко к лю́дям.
[Как это называли? Не говорили, что это детское?] Так я во отгова́риваю, я то́ко э́то во тада́…
[Эти ваши слова тоже для этого подходят?] И э́то, обяза́тельно, обяза́тельно.
[А если кто-нибудь плохо посмотрит, как это называют?] Так э́то то́же спога́нили, така́я з вре́дного сгла́за.
[БЕА:] Э́то суро́ки называ́ются, не зна́ю, як у вас.
[ЕНФ:] Суро́ци, ага́.
[От суроцев тоже эта же молитва?] Э́то са́мое всё.
[… - рассказывает про то, как лечат грыжу у взрослых. – См. XXa-21.] [Что делали, если у маленьких детей грыжа? Говорили, что накричит себе пуп?] Пуп – на́до, зна́ешь, что…
[БЕА:] Выгрыза́ють, да?
[ЕНФ:] А?
[БЕА:] Выгрыза́ють тада́, да?
[ЕНФ:] Да. Обяза́тельно.
[Как это грызут пуп?] Ну так сама́ прочита́ешь, а тада́…
[БЕА:] Зуба́ми.
[ЕНФ:] Ро́том гры́жу грызи́, и ничё… И тогда́ обяза́тельно каб вот пять ти три копе́йки положи́ть и подвяза́ть яму́ туда́.
[БЕА:] В ма́рлечку пятикопе́ечную моне́тку ложи́ли.
[Красную медную монету клали?] Да.
[ЕНФ одновременно:] Да-да-да-да-да. И хорошо́.
[И к месту грыжи клали?] [БЕА:] Да, на пупок привя́зывали, когда́ вот по́сле ба́бки сво́дють, привя́зывали на… ма́рлечку, на пупо́к.
[ЕНФ:] На пупо́к… большу́ю таку́ю. Большинство́ - пя́точек копе́ек.
[БЕА:] Пять копе́к, да.
[ЕНФ:] Пять копе́ек. А тада́ ти косы́нкой, ти би́нтом так обкру́тишь, тада́ погля́дишь зно́ва, по…
[Что-то говорили, когда грызли грыжу?] [БЕА:] Ой, «грызи́ гры́жу, грызи́ хороше́нько» - вот так э́то бабу́ля, ба́ба говори́ла, вот что я тако́е вот что по́мню.
[Через некоторое время повторит этот текст про грыжу еще раз. – См. XXa-18 доп., 17 д.] [Т.В. Володина обращается к ЕНФ: А вы такое не помните?] [ЕНФ:] Не, не́что я э́то уже́ не… ма́ло обраща́лась с гры́жей.
[А может сама мама загрызать грыжу или надо идти к бабке?] До ба́бки, ба́бка,
[нрзб. – 00:10:46,470].
[БЕА одновременно:] До ба́бки.
[То есть сама мать не может?] [ЕНФ:] Не, э́то мать нет, не. Копе́йку положи́ть ина́ мо́жить, а э́то – нет, э́то то́ко ба́бкам на́до, обяза́тельно ба́бкам.
[А как криксы лечили?] А кри́ксы – ты зна́ешь что, ти рожда́ется челове́к таки́й – Бог его́ зна́еть. Кричи́ть – вот ён и накри́кал, вида́ть, уже́ туда́.
[От криксов не носили в курятник?] Да́же не поро́г кладе́шь, и э́тым, ве́ником шлёпаешь.
[Это если кричит?] Угу́.
[Говорили что-то?] «О́тче» прочита́ешь и всё, бо́льше ничёго я не де́лала так. Что я де́лала, всё.
[Это от криксы?] Ага́.
[Клали на порог дома?] До́ма на поро́г и ве́ником пошлёпать яго́.
[Обычным веником, которым пол подметают?] Как то́лько э́тый гольни́к был.
[БЕА:] Гольни́к – э́то з ба́ньки ве́ник берёзовый, от кото́рого отвали́лись ли́стья. Вот кото́рый в ба́не уже́ попа́рились и пото́м он испо́льзованный – э́тый вот называ́лся э́тый ве́ник гольни́к. Им обы́чно подмета́ли в до́ме. Ра́ньше ж таки́х ве́ников не было.
[То есть его берешь и на пороге дома?…] Да, когда́ ребёнок кричи́т, про́сто ложи́ли ребёнка и на поро́ге его́ отшлёпывали гольнико́м.
[ЕНФ:] Во Ле́нка
[БЕА] моя́ зна́еть.
[БЕА:] Ну э́то что ба́ба расска́зывала, то я зна́ю, могу́ рассказа́ть, ну.
[ЕНФ усмехается.] Ну, что ба́ба На́дя
[ЕНФ] расска́зывала, э́ту са́мую, то я то́же во зна́ю. Ну, научи́ться выгова́ривать – я не научи́лась, не зна́ю. Ба́ба моя́ выгова́ривала от э́то… зу́бы. На молоди́к.
[Не осталось от бабки тетради?] Ничёго не оста́лося, нихто́ тогда́ э́то не на́до бы́ло. И малы́е росли́, и пе́сни ти весе́льные пе́ла, что вот оста́лось в па́мяти де́тской, то что э́то сохрани́лось, а так – ну тогда́ не на́до бы́ло э́то.
[ЕНФ:] Тако́го – да. На́до… в лю́лькак виси́ть, колыхнёшь – бяги́шь на гря́ды, дю́же э́то не…
[Как называлось, если язык становился белым?] А я э́то…
[Если у ребенка станет во рту все белое? Подбел?] [БЕА:] Моло́ш… як ина́…
[Молочница?] Да.
[ЕНФ:] Дак я тада́ зна́ю, что к э́той, к врачу́, Васи́льевне, води́ла Ко́лю
[сын ЕНФ] своего́. Я гьрю: «Васи́льевна, что э́то тако́е?» Ина́ говори́т: «Ой, Вы ста́рая», гьрит. Я гьвьрю: «Ну кака́я я ста́рая? Что ж?» Ла́дно.
[БЕА:] Ну таки́е бе́ленькие, мо́эт, як ма́нка.
[ЕНФ:] Крупи́ночки.
[БЕА:] Да.
[Что тогда делали?] Да ничё, ма́зала в ро́те и всё.
[Медом?] [БЕА:] Мёдом, да, ма́зали.