Характеристики текста
Год2014
СобирателиВТВ, ОФ
Место сбора данных
Могилевская область
Кричевский район
Лобковичи
Информанты
Данные об инф.
КодЕНФ
Полf
Год рождения1928
Место рождения
Данные об инф.
КодБЕА
Полf
Год рождения1968
Место рождения
Опросник
XXa 17 а Как называли и как лечили детскую бессонницу, испуг, крик, что при этом говорили?
XXa 17 в Что такое “щетинка“ у ребенка, отчего она появляется, как ее лечили?
XXa 17 д Как лечили грыжу? Какая бывает грыжа? Кто мог закусывать грыжу?
XXa 17 доп
Ключевые слова
Белый цвет, Бессонница, Бог, Болезнь, Боль, Большой-маленький, Веник, Вера, Верх-низ, Внутренний-внешний, Вода, Время, Говорить, Голова, Давать-брать, Демонология, Деньги, Дом, Женщина, Жизнь-смерть, Завязывание-развязывание, Заговоры, Знахарь, Зубы, Книга, Красный цвет, Крик, Кусать, Мать, Медицина, Меморат, Молитва, Молиться, Молодой-старый, Мытье, Над-под, Народное православие, Начало, Новорожденный, Новый-старый, Ноги, Обереги, Первый, Передний-задний, Порог, Пространство, Растения, Ребенок, Речь ритуальная, Родители, Родство, Рука, Свекровь, Сглаз, Сосед, Старуха, Сын, Тело человека, Три, Уничтожение ритуальное, Утварь, Ходить, Хороший-плохой, Цвет, Черный цвет, Число, Чистый-грязный
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 8007
8007
[Мы хотели узнать, как раньше детей годовали, как первый раз купали, чтобы ребенок рос хорошим?] [ЕНФ:] Ну дак что же, роди́л… у меня́ оди́н то́лько сын был, роди́лся ён, ма́ленький был, два восемьсо́т роди́лся. Ну хорошо́… у ма́тки жи́л, у Бе́ли была́ за́мужем у тре́тьей, а тада́ уже́ ён пое́хал в Мелито́пель, сде́лали опера́цию, и ён помёр та́ма. Ну я и пришла́ к м\атке. Роди́ла сы́на, взгодова́ла сы́на, ну. [Как купали ребенка первый раз? Сыпали что-то в воду?] Ничё ника́к, поня́тиё… не. В полоте́нце во так во поло́жишь и ру́ку поло́жишь… як чу́вствуется. [Не говорили, что у младенцев бывают какие-то волосики, которые колются?] Мой чи́стенький был, ко́ли я не зна́ю поня́тия. Чи́стенький. И взгодова́ла де́тка. [Не говорили, что у детей станет теменный зуб или теменник?] Э́то ж те́менник, е́сли те́мя э́то сюды́ так тро́шку опу́стится. [Почему оно так опускается?] Ну Бог ё зна́еть, ну чего́, а так же ничёго де́тки. [Что тогда болит, если теменник опустится?] Я дак поня́тия не име́ла. Вот ўзгодова́ла Ко́лю своего́, я поня́тия не име́ла, каб что́-нибудь бы́ло. [А что это такое? Это называется теменник?] Те́менник, вот голо́вка бол\ить, а тада́ те́мя туды́… У твоего́ не было́ мальце́? [Обращается к БЕА, та отрицает.] Ну и у моего́ не. Те́менник, як тады́ тогда́ ён кричи́т дю́же. Пла́четь. [Как это выглядит?] Ну як… на́до быть у дяте́й. [БЕА одновременно:] Ну э́то про́сто така́я як упа́динка яна́… [ЕНФ:] Впа́динка ту́та во. Во ту́та во. И ничёго тада́, сам по сябе́, и ничёго я… я не было́, у моего́ так, я не бу́ду говори́ть. Ну мо́жа кто и жа́лиўся… [Что будет, если ребенок испугается?] Ну так на́до, де́точка, э́то тогда́ уже́ к ба́бкам. [А если не к бабке идти, может, под столом водили?] Ничёго, ничёго, то́лько ба́бку приве́сть, ка́бы ина́ поше́птала и всё. Во як на́до. [БЕА:] Соро́чкой обтирали. Бабу́ля моя́ расска́зывала. Изна́нкою. Вот ни́жняя сорочка, кото́рую носи́ла мать, вот э́той соро́чкой, вот э́той изна́нкой, и́менно изна́ночной стороно́й, на́до бы́ло обче́рть [обтереть]. Когда́ ребёнок пуга́лся, ну так бабу́ля моя́ расска́зывала. Что расска́зывала – то я вот помню́. [Ваша бабушка тоже отсюда?] Ну да, Кричевский райо́н то́же. [Это мать могла обтирать?] Ну в основно́м да, ма́ма обтира́ла, мать. [ЕАФ:] Суро́ци. [БЕА:] От… да, от с… от сгла́за. [ЕНФ:] Ну и большинство́… [БЕА одновременно:] Ну я не зна́ю, тут чё де́лалось так, но ба́ба расска́зывала, что э́то… [ЕНФ:] Ну зна́ешь что, де́тка, я ж нику́да дю́же, ма́лый-то рос, не́кому ж бы́ло, я ж одна́ годова́ла яго́, ну дак я ж никуды́ дю́же не ходи́ла… [А вы не знаете слов от суроцев или от пуду?] Ну дак э́то, э́то я могу́. [Вы расскажете?] [Усмехается.] Кто е зна́еть. [Соб.: Расскажите, пожалуйста.] Ну пе́рво – помо́лимся Бо́гу. [Т.В. Володина включила камеру.] А, дак ты на э́то. Пе́рвое – на́до Бо́гу помоли́ться. Перехрести́ться и Бо́гу помоли́ться. «О́тче наш», а тогда́ спуг выгова́риваю: «Ба́бски, мушши́нски, ветрены́е, роди́мы, рассыпны́й, мыши́ный, крыси́ный, пчали́ны, ко́нски, коро́вски, соба́чи, дитя́чи, с пога́ного языка́, з вре́дного гла́за, выходи́те з бу́йной з головы́, з печенёв, з легонёв, з мозго́в, з черепко́в, з рук, з ног, з но́гтиков. Костьи́ не ломи́, мя́са не суши́, выходи́ на боло́то, на мохи́, на лясы́, на жёлтые пяски́. А где тра́вы не расту́ть, а где пту́шки не быва́ють, сам Госпо́дь пребывае́т, своёю пелено́ю накрыва́ет». Три ра́за на́до и перехрясти́ться чтоб тогда́… И всё. «Выходи́те на тёмные лясы́, на коло́ды, там вам жить-пропада́ть, а у тако́го-то здоро́вья не щипа́ть». [Произносит потом этот и схожий текст в других случаях. – См. XXa-17 к; VIII-5, 2, 4 а; XXa-18 доп., 17 д.] Во э́то я всегда́ так. Я сама́ отгова́риваю, я ня бу́ду бреха́ть, я сама́ э́то всё зна́ю. Ко мне дяте́й и скоти́ну все во́дють. [Усмехается.] Ну помога́еть – и сла́ва Бо́гу. [Не говорили, что от пуду (=от испугу) может появиться какая-то хвороба?] Боле́знь э́то нехоро́шая. [Как она у вас называется?] А я дак во э́то не зна́ю як яна́. [Если у маленького ребенка начинался припадок, как про него говорили?] Ну то́ко надо к лю́дям, то́ко к лю́дям. [Как это называли? Не говорили, что это детское?] Так я во отгова́риваю, я то́ко э́то во тада́… [Эти ваши слова тоже для этого подходят?] И э́то, обяза́тельно, обяза́тельно. [А если кто-нибудь плохо посмотрит, как это называют?] Так э́то то́же спога́нили, така́я з вре́дного сгла́за. [БЕА:] Э́то суро́ки называ́ются, не зна́ю, як у вас. [ЕНФ:] Суро́ци, ага́. [От суроцев тоже эта же молитва?] Э́то са́мое всё. [… - рассказывает про то, как лечат грыжу у взрослых. – См. XXa-21.] [Что делали, если у маленьких детей грыжа? Говорили, что накричит себе пуп?] Пуп – на́до, зна́ешь, что… [БЕА:] Выгрыза́ють, да? [ЕНФ:] А? [БЕА:] Выгрыза́ють тада́, да? [ЕНФ:] Да. Обяза́тельно. [Как это грызут пуп?] Ну так сама́ прочита́ешь, а тада́… [БЕА:] Зуба́ми. [ЕНФ:] Ро́том гры́жу грызи́, и ничё… И тогда́ обяза́тельно каб вот пять ти три копе́йки положи́ть и подвяза́ть яму́ туда́. [БЕА:] В ма́рлечку пятикопе́ечную моне́тку ложи́ли. [Красную медную монету клали?] Да. [ЕНФ одновременно:] Да-да-да-да-да. И хорошо́. [И к месту грыжи клали?] [БЕА:] Да, на пупок привя́зывали, когда́ вот по́сле ба́бки сво́дють, привя́зывали на… ма́рлечку, на пупо́к. [ЕНФ:] На пупо́к… большу́ю таку́ю. Большинство́ - пя́точек копе́ек. [БЕА:] Пять копе́к, да. [ЕНФ:] Пять копе́ек. А тада́ ти косы́нкой, ти би́нтом так обкру́тишь, тада́ погля́дишь зно́ва, по… [Что-то говорили, когда грызли грыжу?] [БЕА:] Ой, «грызи́ гры́жу, грызи́ хороше́нько» - вот так э́то бабу́ля, ба́ба говори́ла, вот что я тако́е вот что по́мню. [Через некоторое время повторит этот текст про грыжу еще раз. – См. XXa-18 доп., 17 д.] [Т.В. Володина обращается к ЕНФ: А вы такое не помните?] [ЕНФ:] Не, не́что я э́то уже́ не… ма́ло обраща́лась с гры́жей. [А может сама мама загрызать грыжу или надо идти к бабке?] До ба́бки, ба́бка, [нрзб. – 00:10:46,470]. [БЕА одновременно:] До ба́бки. [То есть сама мать не может?] [ЕНФ:] Не, э́то мать нет, не. Копе́йку положи́ть ина́ мо́жить, а э́то – нет, э́то то́ко ба́бкам на́до, обяза́тельно ба́бкам. [А как криксы лечили?] А кри́ксы – ты зна́ешь что, ти рожда́ется челове́к таки́й – Бог его́ зна́еть. Кричи́ть – вот ён и накри́кал, вида́ть, уже́ туда́. [От криксов не носили в курятник?] Да́же не поро́г кладе́шь, и э́тым, ве́ником шлёпаешь. [Это если кричит?] Угу́. [Говорили что-то?] «О́тче» прочита́ешь и всё, бо́льше ничёго я не де́лала так. Что я де́лала, всё. [Это от криксы?] Ага́. [Клали на порог дома?] До́ма на поро́г и ве́ником пошлёпать яго́. [Обычным веником, которым пол подметают?] Как то́лько э́тый гольни́к был. [БЕА:] Гольни́к – э́то з ба́ньки ве́ник берёзовый, от кото́рого отвали́лись ли́стья. Вот кото́рый в ба́не уже́ попа́рились и пото́м он испо́льзованный – э́тый вот называ́лся э́тый ве́ник гольни́к. Им обы́чно подмета́ли в до́ме. Ра́ньше ж таки́х ве́ников не было. [То есть его берешь и на пороге дома?…] Да, когда́ ребёнок кричи́т, про́сто ложи́ли ребёнка и на поро́ге его́ отшлёпывали гольнико́м. [ЕНФ:] Во Ле́нка [БЕА] моя́ зна́еть. [БЕА:] Ну э́то что ба́ба расска́зывала, то я зна́ю, могу́ рассказа́ть, ну. [ЕНФ усмехается.] Ну, что ба́ба На́дя [ЕНФ] расска́зывала, э́ту са́мую, то я то́же во зна́ю. Ну, научи́ться выгова́ривать – я не научи́лась, не зна́ю. Ба́ба моя́ выгова́ривала от э́то… зу́бы. На молоди́к. [Не осталось от бабки тетради?] Ничёго не оста́лося, нихто́ тогда́ э́то не на́до бы́ло. И малы́е росли́, и пе́сни ти весе́льные пе́ла, что вот оста́лось в па́мяти де́тской, то что э́то сохрани́лось, а так – ну тогда́ не на́до бы́ло э́то. [ЕНФ:] Тако́го – да. На́до… в лю́лькак виси́ть, колыхнёшь – бяги́шь на гря́ды, дю́же э́то не… [Как называлось, если язык становился белым?] А я э́то… [Если у ребенка станет во рту все белое? Подбел?] [БЕА:] Моло́ш… як ина́… [Молочница?] Да. [ЕНФ:] Дак я тада́ зна́ю, что к э́той, к врачу́, Васи́льевне, води́ла Ко́лю [сын ЕНФ] своего́. Я гьрю: «Васи́льевна, что э́то тако́е?» Ина́ говори́т: «Ой, Вы ста́рая», гьрит. Я гьвьрю: «Ну кака́я я ста́рая? Что ж?» Ла́дно. [БЕА:] Ну таки́е бе́ленькие, мо́эт, як ма́нка. [ЕНФ:] Крупи́ночки. [БЕА:] Да. [Что тогда делали?] Да ничё, ма́зала в ро́те и всё. [Медом?] [БЕА:] Мёдом, да, ма́зали.