Год | 2014 |
Собиратели | АБМ, БЕМ, ВТВ, ОВБ |
Могилевская область |
Кричевский район |
Сокольничи |
Код | РМЕ |
Пол | f |
Год рождения | 1932 |
IIIa 12 а | Как назывались общие для всех умерших поминальные дни (родительские дни, поминальницы, Радуница - Пасха мертвых и т.д.)? Запрещалось ли в эти дни мыться в бане, мыть дом? Почему (родителям глаза грязью зальешь)? |
IIIa 12 б | Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища? |
IIIa 12 в | Как называется Радуница, т.е. вторник Фоминой недели (Радовница, Пасха мертых, дедовица, гробки и т.д.)? Что делали в этот день? |
IIIa 12 г | В какое время дня нельзя ходить на кладбище, говорить о покойниках? |
IIIa 13 | Как назывались все умершие родственники (предки, души, душки, родители, умершие, покойники и т.д.)? |
IIIa 14 | Считалось ли, что можно видеть душу умирающего, умершего или спящего человека? В каком образе (в виде воздуха, тени, дыма, пара, клубка, столба; в виде птицы, мыши, насекомого и т.д.)? Запишите былички. Считается ли, что душа умершего сорок ночей летает на место своей смерти? Делают ли для нее на кровати усопшего маленькую постель из подушечки и полотенца? |
IIIa 15 | Заложные покойники. Где хоронили некрещеных детей, висельников, утопленников, самоубийц, опойц, колдунов: вне кладбища (на месте смерти, в поле, на горе, за рвом, на развилке или перекрестке дорог, на границах), на кладбище (у ограды, в углу, - каком по сторонам света)? Можно ли заложных покойников хоронить с музыкой? Можно ли их поминать? Если да, то в какие дни? Ставили ли таким покойникам крест на могиле? |
Библия, Бог, Богослужение, Вера, Верх-низ, Водка, Время, Говорить, Граница, Давать-брать, Два, Демонология, Дни, Дни недели, Дом, Душа, Еда, Жизнь-смерть, Закрещивание, Календарь, Кладбище, Кормление, Крест, Мать, Меморат, Могила, Молитва, Молиться, Молодой-старый, Народное православие, Новый-старый, Обход, Один, Освящение, Отец, Пасха, Питье, Пища, Покойник, Покойник ходячий, Полотенце, Поминальные дни, Поминки, Похоронный обряд, Праздники, Предки, Пространство, Пьянство, Речь ритуальная, Родители, Родство, Свеча, Священник, Семейные обряды, Сорок, Старик, Стол, Тот свет, Трапеза ритуальная, Три, Троица, Угощение, Ум-безумие, Утварь, Хлеб, Хлеб ритуальный, Ходить, Хороший-плохой, Христос, Цвет, Церковь, Число
ФА ВШЭ 8289
8289
[Не говорили, что Бог дает каждому долю?] Коне́чно, дае́т до́лю. Ён налива́еть лампа́дочку, по́лную – непо́лную. [Каждому человеку, когда родится?] Ка́ждому як ро́дится. [Где эти лампадочки?] А де? У Иису́са Христа́. В Ца́рстве небе́сном. [Не было истории, что кто-то видел эти лампадки?] Нихто́ их не ви́деть. [Никто?] Мы не… не досто́йны э́того ви́деть. [Если человеку полная лампадка – что это значит?] Э́то ён по́лностью челове́ческий век проживе́ть. [Человеческий век – это сколько?] А хто и зна́еть, я сама́ не зна́ю… Сто лет, наве́рное, челове́ческий век. [А если неполная лампадка, с человеком что-то случится?] Да. Няпо́лная – зна́чить ён… мо́жа со́рок годо́в проживёт, мо́жа пятьдеся́т, мо́жа два́дцать, мо́жа де́сять. Кому́ як. [Это Бог так назначает, если человек покончил жизнь самоубийством?] Э́то нячи́стая си́ла яго́ склоня́ет к э́тому де́лу. Бог не назнача́еть э́того. [Не было историй про то, что кто-то пошел вешаться, а потом перекрестился и не стал вешаться?] Ну э́то мо́жет быть, е́сли ён пошёл по… а нячи́стая си́ла… е́сли ён попроси́л, что… то, мо́жет быть, ён эт… откла́няется от э́того де́ла. [Не говорили, что если человек один раз пытался повеситься, то его потом все равно черти утянут?] Всё равно́ утя́гнеть. [Так говорили?] Говори́ли. Говори́ли тако́е ста́рые лю́ди так, оди́н одному́ передава́ли. [Почему к некоторым людям так черти пристают?] Ну, кто ее́ зна́еть. Говоря́т, домовы́е есть, а хто яго́ вида́л. А ёсть лю́ди вида́ли. Домовы́е. [Кто такой домовой? Где он живет?] У ка́ждой ха́те ёсть домовы́й. [Он хороший или плохой?] Нет, ён до́лжен быть… [Добрый?] До́брый. [Ему не давали хлеба? Не угощали?] Ничёго яго́… Хлеб до́лжен ка́ждый раз на столе́ быть для всех. И для поко́йников, со стола́ хлеб не знима́ють, соль и хлеб должна́ лежа́ть на столе́. [Почему хлеб должен быть на столе?] Ну вот, стол застла́тый – хлеб, ну… накры́й полоте́нцем и́ли там покрыва́льчиком яки́м. [Хлеб должен лежать так каждый день?] Постоя́нно до́лжен хлеб на столе́ быть, потому́ что… хоть да́же мо́жете, як гово́рится, и Иису́с Христо́с прийти́ пое́сть. И́ли роди́тели с того́ све́та, поуме́ршие. Всем э́то… яны́… но яны́ не едя́ть, но э́то так, святы́м ду́хом ўсё э́то де́лается, а мы ж… Мы ж во сяди́м, а с на́ми Святы́й Дух. С на́ми и Иису́с Христо́с тут. [Христос может зайти в любое время?] В любо́е вре́мя. В любо́е вре́мя и ён тут и с на́ми сейча́с, что мы гово́рим. [Умершие родители приходят всегда или по каким-то дням?] Роди́тели мо́гуть в любо́е вре́мя прийти́, но обы́чно яны́ примо́ють… прихо́дють в роди́тельские дни. [Когда родительские дни?] Ну, там же ў кни́жке запи́сано, як когда́ быва́ють роди́тельские дни. И там вот, ну вы ж… неуже́ли вы не зна́ете, что вот календа́рь… э́тый, у це́ркви продаю́тся календари́, кни́жка, там календа́рная. [Соб.: В России в разных местах родительские в разные дни.] У вас в Росси́и, раз в з Росси́и, у вас в Росси́и и на кла́бдище не хо́дят. [Соб.: Иногда ходят, иногда не ходят.] У нас оди́н роди́тель, у нас на э́тый са́мый, вот, по́сле э́тый са́мый, Па́ски, у нас… на вто… Па́ска прошла́, няде́ля Па́ска, во вто́рник у нас, вот, Ра́доница так называ́ется, роди́тельский день. Мы хо́дим на кла́дбишше. А в Росси́и, наве́рно, хо́дють на Ду́ха. И́ли на Тро́ицу. [Соб.: На Троицу, да.] Вот, моя сястра́ ли… живе́ть в Росси́и, в Ли́пецке, вот. Дак вот в э́то вре́мя яны́ хо́дють. А мы хо́дим вот по́сле П\аски на вторы́й няде́ле во вто́рник. [Как вы ходите? Что вы там делаете?] Як мы хо́дим. Обы́чно поло́жено так ходи́ть на Ра́дуницу. Вот, сходи́ть ў це́ркву, помоли́ться Бо́гу, на Ра́дуницу. Пото́м прийти́ на кла́дбище, запали́ть све́чку и помоли́ться. И пото́м идти́… по зако́ну, по Бо́жьему, идти́ домо́й обе́дать. Но у нас э́того… а у нас такого́… дю́же то не соблюда́ють. У нас прихо́дють там, прино́сють вы́пивку там, води́чку, хле́ба там, но в о́бшем прино́сять и вы́пивку, и заку́ску, вот. Мо́жа кто помо́лится, мо́жа не помо́лится. [Застилают могилки?] Засти́… ну, застила́ють моги́лку, раскла́дывають э́то всё, ну и… Ну, як гово́рится, приезжа́ют же лю́ди… ту́та ж живу́т кото́рые, родны́е ж, а други́е ж где́-то [на] све́те. Ну в э́тый день яны́ вот приезжа́ють, ну и вот и собира́ются все вот тут на э́том, на кла́дбишше. Там ба́тька помёр, брат помёр, ма́тка там, и сестра́ там, вот так вот. И все собира́ются. Ну коне́чно выпива́ют, ну. Як ба́тюшка гово́рит, что э́то не поло́жено э́то де́лать. Ну, а яно́ ж из ве́ку вяко́в э́то у нас веде́тся. [Наливают покойнику водку и кладут еду?] Ну як кто. Хто льеть, кто кладе́ть, но не поло́жено, там соба́ки тады́ ла́зеють по э́тым моги́лкам, ти дра́пають [бегают]. Не поло́жено. Оте́ц наш говори́т: «Не поло́жено, не ложи́те». Ну всё равно́ ж погляди́шь, всё равно́ полежа́ть. [Покойнику ставят чарку или льют на могилу?] Стано́вють, стано́вють и э́тый са́мый, ча́рку, и… когда́ выпива́ют, то́же им туды́ льють. Бу́дто бы яны́ там вы́пьють. Ну. [Наливают в чарочку?] Не, так про́сто. А так, поста́вять уже, домо́й иду́т, поста́вят ча́рочку – выходи́ пий. Ну хто ее́ зна́ет, э́то своя́, э́то не Бо́жье, э́то своё, э́то приду́мка одна́, у нас тако́е вот. Я, приме́рно, хожу́ в це́рковь, я пойду́, помолю́сь там, напишу́, помолю́сь там, як уме́ю. А пото́м з… ну застила́ю, застялю́ – иду́. А пото́м прихожу́, ну, гово́рится, уме́ю – не уме́ю, помолю́ся, перекрящу́ся, и тады́ уже́ домо́й. Ну а е́сли свои́ там, обе́дають, ну коне́чно я ужо́ прихинуся к йим, так во.