Характеристики текста
Год2014
СобирателиАБМ, БЕМ, ВТВ, ОВБ
Место сбора данных
Могилевская область
Кричевский район
Сокольничи
Информанты
Данные об инф.
КодРМЕ
Полf
Год рождения1932
Место рождения
Опросник
XIII 9 а Как называются: колдун, знахарь, ведьма, знахарка? Чем они отличались друг от друга?
XIII 9 доп
Ключевые слова
Бог, Болезнь, Говорить, Давать-брать, Демонология, Добро-зло, Заговоры, Знахарь, Колдовство, Медицина, Молитва, Молиться, Молодой-старый, Народное православие, Речь ритуальная, Хороший-плохой, Христос
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 8297
8297
[Есть кто-нибудь в деревне, кто знает заговоры?] Мо́жа кто и зна́еть, но ён дю́же-то не призна́ется в э́том де́ле. [Почему?] Кто их зна́еть. [А домовичкам молитва?] Не скажу́. Не скажу́. Ста́рые кото́рые были́ - их нема́, а из молодёжи я не зна́ю кто. [Молитва и заговор – это разное или одно и то же?] Нет. Это ро́зное. Мо́литва – э́то Бо́жье, а загово́р – э́то ужо́ счита́ется по-друго́му ужо́. [Что по другому?] Ну, як гово́рится, чёрнокни́жники называ́ють йих, так их, кото́рые э́то всё, ёсть у кото́рых э́то всё моле́нье, но э́то я не зна́ю, отку́да яно́, кто яго́ на… напи́сывает э́то, э́то я не скажу́. Ну ёсть яны́ таки́е, ёсть. [Шептухи, которые лечат, они читают молитвы или заговоры?] Шепту́хи э́тые, як бы яны́ не говори́ли, но яны́ всё равно́ про́сют Бо́га и про́сют Ма́терь Бо́жью всё равно́. Ну а там пото́м, говоря́т, там, говоря́т, други́е слова́. [Какие другие слова?] Ну, як сказа́ть, други́е слова́. Ну, чароде́ям гово́рят там что́-нибудь, каб им то́е что плохо́е ён кому сде́лал, ка́бы чароде́ям э́то всё сказа́ть. Э́то там на́до ж знать… [Шептухи – добрые люди?] Шепту́хи, кото́рые ле́чат, э́то до́брые лю́ди, они́ всё равно́ про́сят Иису́са Христа и Бо́жью Ма́терь и… и мо́лют всё равно́. Без Бо́га яны́ ничего́ не де́лають. То́лько слова́ други́е. [Они плохого не знают?] Нет, э́то… е́сли ён зна́ет по-хоро́шему, зна́чит, ён то́лько до́лжен знать по-хоро́шему. Потому́ что по́мошши челове́ку не бу́дет никако́й. Вот, допу́стим, змея́ укуси́ла – от змеи́ ёсть загово́р. Но ён чита́ется всё равно́ с Бо́жьей Ма́терью и Иису́сом Христо́м. Всё равно́. Ну там слова́ то есть други́е там. Мо́лятся. А вот ужо́ кото́рые занима́ются плохо́е де́лать, каб тябе́ там что́-то плохо́е было́, то они́ Бо́га дю́же не помина́ют там. Они́ по-друго́му мо́лють. [То есть если в заговоре обращаются к Божьей Матери, то это хорошие заговоры?] Да.