[Колдуны, говорят, что тяжело?..] Умира́ли. Умира́ли. Им, э́то, я слы́шала тако́е, что потоло́к да́же пробива́ли, чтоб душа́ ушла́. Вот не могли́ яны́ - му́чается, а ня мо́жет.
[Дырку делали в потолке?] Да, да.
[Где в потолке?] Не зна́ю я э́того, не зна́ю. У нас не было́ колдовок
[смеется].
[А почему они так умирали?] А вы зна́ете что: э́то я́ так, э́то моё мне́ние, во. Потому́ что мы – правосла́вная ве́ра, мы ве́рым в Го́спода Бо́га, мы… е́то, хоть и моли́твы, вот, приме́рно, я могу́ ребёнка от испу́га – я э́то, я уме́ю шапта́ть, у меня и помога́ется, ко мне́ и хо́дять, э́то, прыно́сять ма́леньких, во. Дак я́ ж прошу́ Го́спода Бо́га, о, и моли́твы. А е́тыя лю́ди, они́ уже прэклоня́ются не Бо́гу, а уже́... на́до сатане́, о, подчиня́ться. А мы Го́спода про́сим.
[Вы молитвы читаете?] Да.
[Любую можно или специальную?] Нет, специа́льная. Специа́льная.
[Что такое испуг?] Испу́г – э́то ребёнок спуга́ўся – он не спи́т, ноча́ми пла́чет, во, ему́ пло́хо. Я́ от э́того отше́птываю.
[Все равно, чего испугался? Например, собака залаяла?] Да хоть соба́ка, там от… э́то же дитё. А мо́жет, хто́-то гро́мко что́-то сказа́ў, или там что́-то у до́ме упа́ло, а дитя́ ж обяза́тельно э́то – и ему́ пло́хо.
[Это только грудные дети?] И грудны́е, и чуть побо́льше – вся́ко ж быва́ет, во. Я да́же вон… у меня́ сын када́-то… гололё… гололёд быў, во, и ён вози́ў нача́льника, предсяда́теля колхо́за. И яго́ так закрути́ло на э́том, на доро́ге, и ён сошёў з доро́ги и та́к, у кана́ву. Ну дак ё ничо́го не повреди́ли, то́ко вот маши́на туда́ ста́ла, и ўже перепугаўся, ня знай, дак я́ яго́ шапта́ла. Я́ яго шапта́ла.
[И взрослого?] Да, и взро́слого, во. Сгла́з я могу шапта́ть. Да.
[А сглаз отчего бывает?] Е́сли посмотреў хто́-то и что́-то поду́маў, во. И ребёнку то́же пло́хо стано́вится. Во.
[Это любой может сглазить?] Не ка… не любо́й. У его́... у кого́-то хоро́ший глаз, а у кого́-то вот – гля́н… посмотрэ́ў - всё. Ему́ уже́, дитёнку, пло́хо.
[От чего зависит, какой глаз?] [Молчит.] [Может, его мать в детстве..?] А мать, мать – э́то да. Вот, е́сли вот ко́рмишь гру́дью ребёнка, во, ну ско́льки ты ни бу́дешь корми́ть – ла́дно. Е́сли наду́мал вот: "Я бро́шу", – во, е́сли уже наду́маў, вот, приме́рно, сёдня четве́рг: "Я вот в четьве́рьг бо́льше уже́... после́дний раз
[нрзб. – кормлю]". А дитёнок как ра́з
[?] про́си и всё, жа́лко. Она́ сно́ва да́ла. Вот е́сли сно́ва да́ла, вот уже́ ў того́... челове́к бу́де ро́сть – у него́ уже гла́з буде плохо́й. Е́си он посмо́три на что́-нибудь – он са́м не винова́т, во, а про́сто та́к ему́ уже от ма́тери.
[Если она его отлучила от груди, а потом опять стала кормить?] Опя́ть, да – э́того нельзя́ де́лать никогда́.
[Вы как учились шептать?] Ну да. У мене ба́бушка была́.
[Ваша бабушка?] Моя́ ба́бушка по отцо́вской ли́нии. Во. Яна шепта́ла – вот про кото́ру я вам говоры́ла, что, е́то, отбира́ла… "Отбира́ть не уме́ю молоко́, а вярну́ть могу́"
[смеется]. Э́то е́та ба́бушка.
[Ранее рассказывала о способе вернуть корове молоко, если его отобрали, который применяла бабушка – см. VIII-3, 4 б.] А яна́ шшэ мне говоры́ла, во, я… у мене́ бы́ў э́тый… жани́х, и мы до́ўго ўстреча́лись, а пото́м ка́к-то мы поруга́лись и разошли́сь. Ну я́ так пережива́ла си́льно, я пошла́ к ней и говорю́. Говорю́: "Баб, так и так". А яна́: "Хм. Шчё поэ́тому волнова́ться! Е́си тобе́ он ну́жен, дак я вы́йду вон на зарэ́, во, и пошапчу́, и за́втре он у тебе́ бу́де
[смеется]. Ба́ба така́я была́. На ка́рты гада́ла. На ка́рты… зна́чить… е́та… Пото́м у одны́х люде́й пропа́ла коро́ва. Не ста́ло коро́вы, во. Оны́ всю́ду обыска́ли, во. А ра́нше бы́ло что: и быко́ў э́то, ворова́ли, во, во́зьмет, тады́ ж ла́пти бы́ли, обува́ли ла́пти, лю́ди обува́лися – коро́ву ту́ю обу́ють у ла́пти – ни слядо́ў, ничо́го, вы́вядуть куда́-то, и всё. Да
[смеется]. И вот пропа́ла у челове́ка коро́ва. Всю́ду вы́шукали – нема́е коро́вы, всё. Оны́ пошли́ к моёй ба́бе. Во. Она́ шшас на ка́рты ки́нула и сказа́ла: "Иди́те, ка́же, там и там, но, – ка́же, – сего́дни, э́то, иди́те, вот сейча́с, незамядли́тельно. Но́чью ей уже́ увяду́ть". Во. И нашли́ коро́ву. И найшлы́ коро́ву: оны́ то́льки вступи́ли на э́тот двор – а э́то ж коро́ва, она́ ж хозя́ев слы́ше. Во. Яна́ услы́шала, что заговори́ли, яна́: "Му!" Вот тобе́ и покра́жа.
[Это кто-то увел?] Да, а ўже но́ччу шоб оны́ не пошли́ гада́ти к ба́бе, уже́ бы ей увяли́, уже́ б оны́ не нашли́ коро́ву ту.
[Это она на картах узнала?] На ка́тах. Гада́ла на ка́ртах.
[Вы умеете на картах гадать?] Я не. Я не.
[Как вы сглаз лечите?] Ну, моли́твочку, чита́ю моли́твочку.
[И всё?] И всё.
[Только словами?] То́лько слов\ами.
[А хлебом поводить?] Я… э́то… на спуг – соль.
[Соль?] Соль. А пото́м эту со́льку на́до спали́ть. А на сгла́з на́до вода́. Во. Там таки́е слова. Го… говоря́ть, что "с у́лицы води́ца, – во, там, приме́рно вот, – с Илю́хи лихави́ца. От кого́ ўзяло́сь – тому́ передало́сь. Кто со зло́бой колю́чею, тому слязо́ю горючею". Во. И тры… и тры ра́за. Э́то на́до ж ешше́ ж "О́тче наш" почита́ть ў нача́ле. Пе́рво, чем начина́ть э́то… что́-то говори́ть, на́до "О́тче наш" почита́ть, а пото́м говори́ть: "Пе́рвым ра́зом, Госпо́дним ча́сом, Го́споду Бо́гу помолю́сь, Прячи́стой Бо́жей Ма́тери поклоню́сь. Прячи́стая Божа Матерь, приступи́сь на по́мошш". И начина́й. И та́к тры ра́за. Во. И всё. Ребёнку помога́е.
[Это вы на воду читаете?] Э́то… э́то я… я пото́мака умыва́ю э́той води́чкой, остальну́ю води́чку вылива́ю за поро́г.
[У дома?] Да.
[А умываете ладонью или изо рта? Или как?] Да не́, изо… я ж в ча́шечку налива́ю.
[В чашечку?] Да.
[Тыльной стороной ладони или как обычно?] Да та… обы́чно. Обы́чно, так
[внутренней стороной ладони].
[Где ребенок в это время?] Во, во сиди́ть, я на яго́ смотрю́, я на яго́ ду́ю.
[Как?] А вот та́к
[показывает: дует мотая головой по кругу вправо-влево и вверх-вниз, потом три раза сплевывает в сторону].
[Вы ему на голову дуете или по всему телу?] Ну во
[опять показывает, как дуть].
[Вокруг?] Да. Да-да-да.
[И потом сплюнуть?] Угу́.
[Сначала читаете "Отче наш"?] Да.
[Потом "Первым разом…"?] Да. И испу́г так. Испу́г так. А испу́г уже… уже друго́е чита́ется друга́я моли́тва.
[Какая?] Уже друга́я моли́тва. Вот, "Пе́рвым ра́зом, Госпо́дним ча́сом, Го́споду Бо́гу помолю́сь, Прячи́стой Бо́жей Ма́тери поклоню́сь. Прячи́стая Божа Матерь, приступи́сь на по́мошш, – ой… – Ляк, ляк, я тебе́ выше́птываю, выгова́риваю з кошшей, з мошше́й, з соло́дкого мо́згу, з кра́сной креви́, з ряти́вого се́рдца, з мя́гкого живота́, з па́льчикоў, з суста́ўчикоў, з жи́лочек, з па́жилочек. Вы́ тут бушава́ли, поку́ль мого́ ду́ху не чува́ли. Мой дух тихе́нький, леге́нький. Го́споди, приними́ мой дух". И вот…
[И тоже подуть и сплюнуть?] Да. А под коне́ц сказа́ть "Ами́н".
[Вы не могли бы повторить, а то мы не разобрали?] А что, ты бу́шь гада́ть?
[А вдруг?] Ага́. Ну, э́то мо́жно. Дак а что? Что повторить?
[Соб.: От испуга.] А! Ну, "Пе́рвым ра́зом, Госпо́дним ча́сом, Го́споду Бо́гу помолю́сь, Прячи́стой Бо́жей Ма́тери поклоню́сь. Прячи́стая Божа Матерь, приступи́сь на по́мошш к рабу́ Бо́жему, – во, на́до и́мя назва́ть, во. Ну, приме́рно… ну, приме́рно там, – Иллю́хи. – так; а потом\ говорю́: – Ляк, ляк, я тебе́ выше́птываю, выгова́риваю з кошшей, з мошше́й, з соло́дкого мо́згу, з кра́сной креви́, з ряти́вого се́рдца, з мя́гкого живота́, з па́льчикоў, з суста́ўчикоў, з жи́лочек, па́жилочек. Вы́ тут бушава́ли, поку́ль мого́ ду́ху не чува́ли. Мой дух тихе́нький, леге́нький. Го́споди, приними́ мой дух".
[...] [Это вы на соль говорите?] На соль, на соль, да.
[А потом что с этой солью?] А я́ о… ну, сла́живаю у газе́точку, е́сли та́м вот что́-то то́пится, мо́жно уки́нуть, чтоб она́ там сгорэ́ла, э́та соль, е́сли ничаго́ ня то́пится, дак я, вобще́ така́я ми́сочка у меня́, я у ми́сочку, подпали́ла газе́тку, газе́тка гори́ть, и.. э́то, и со́лька э́та сгары́ть.
[А когда вы читаете молитву, солька где?] УУ, в руке́.
[В руке?] В руке́.
[Ребенок сам по себе, а соль у вас?] У пра́... у пра́вой… у ле́вой руке́ у меня со́ль, во, я ж крэ́ст ложу́, я ж крэ́ст ложу́, а пото́мака уже́ вот… вот та́к яго́ де́лаю, во, со́ль в кото́рой…
[показывает, как левой рукой крестит ребенка. Уточняем: крестите ребенка левой рукой с солью?] Да. Да-да-да. Да-да-да.
[С головы до ног и от плеча к плечу?] Ну вот, сядить детёночек, я вот. Вот так.
[Просто так, как обычно крестятся?] Ну да, да.
[А потом эту соль в газетку?] Да. И спали́ть.
[А если сглаз, то он сидит, вы наговариваете на воду?] На во… да, на во́ду.
[А потом этой водой его..?] Умы́ть.
[Сколько раз?] Ну тры… тры ра́зы ж. Во. Ска… раз прошепта́ў и нали́ў, умой. И хоть солле́тся э́та води́чка на́ пол – э́то ла́дно.
[И потом опять шептать?] Ну да́.
[В какое время нужно это делать?] Обы́чно у́тром на́до и ве́чером на́до. Во. Ну мо́жно тры́... тры́ ра́за – э́то обяза́тельно на́до. На́до… от ра́зу м… ну, е́сли вот, е́сли помога́ется ребёнку – от пе́рвого ра́зу уже есть э́та… по́мошчь. От пе́рвого ра́зу. Вот ко мне хто приезжа́е, во, я ему́ и говорю́: е́сли то́лько вот… легше стано́вится, уже во приезжа́ют на дру́гий раз: "Спаси́бо, спаси́бо, сего́дня мы вы́спались хоть, а то́ уж ноча́ми пла́ча – мы́ уже, – ка́же, – сёдня вы́спались". Вот ту́та з Ма́лых Шчарби́нич прыво́зять мне де́вочку. А то́ было тако́е: э́то во прияжжа́ў мой вну́к, дак, э́то, у яго́... ну дру́г, кумовьё яны́, во, и ма́льчик э́то… роди́ўся – до того́ орё… ора́ў мальчик, до того́ ора́ў. Оны́ повяли́ ў больни́цу к э́тому, к педиа́тору, во, она́ погляде́ла – ўсё, говоря́: "Да ничо́го я не нахожу", – а ён орёть – не знай тё
[?]. Ну что – яди́нственный э́то – что ко мне́ приве́зть. Яны́ - останови́лась маши́на, нясуть у дом, а ён крычить, э́тый дитёнок, не знай тё
[?]. И я́ уже… привязли́ - я дава́й чита́ть. Чита́ю моли́тву, э́то, шапчу. И уже во да, уже трэ́тий раз, его́ тако́е… де… и она де́ржи, и он голову́ тако́й хоп, и заснуў. И она́: "Ой!" – спуга́
[лась]. Гъу́: "Да ня бо́йся ты!" – и она́ уже́ отсю́лека понясла́ яго́ уже со́нного. Ка́же, во́сем часо́ў спаў. Во́сем часо́ў спаў. Ведь во́т как
[смеется].
[Бывает, что лечение не помогает?] Ну, я не зна́ю. Тако́го вро́де бы не быва́ло. Тако́го не быва́ло.
[Бывает, что вам человек не подходит?] Ну, э́то дитёнок ка́жному подо́йдё. Ка́жный подо́йдё. Я ж… ня то́ что там, я́ ж от всей души́.
[Говорят, бывает, что по крови не подходит?] Да м… нее.
[Отрицательно мычит.] Э́того не мо́же быть.
[В каком возрасте вы у бабушки учились? ОРС не поняла вопроса:] А яна́, уже ба́бе, я ня зна́ю, ско́льки-то ба́бе бы́ло: где́-то уже… за во́семьдесят ей уже бы́ло.
[А вам сколько было?] Ну я́ вот забы́ла. Ну я́ ж уже за́мужем была́, у меня́ ж уже де́ти бы́ли, да. Я́ вот пойду́ к ней, она́ и гово́ря: "Слу́шай, учи́сь, учи́сь, что-нибу́дь учи́сь, у жи́зни пригоди́тся". А я зна́ете как, во, тады́ ж я: "А! Что́ ту прыгоди́тся?! Что́ ты… Что́ мне твоё колдовство́ это?" – я́ ба́бе. – "Ду́рочка ты, не колдовство́", – во. Ну я так, кое-чё, ся́дем… на… тады́ ж пе́чки таки́е, она́ то́пи пе́чку, мы ля́жем з е́й – она́ мне и расска́зывае. Но у меня па́мять така́я, во, что я запомина́ла. А потом\, вы зна́ете что: оно́ и прыгоди́лося ў жи́зни. Оно́ и прыгоди́лось. Снача́ла я то́ки свои́х дете́й, свои́х дете́й, а пото́м кой-кого́, во, э́то, чужи́х, кто прыно́ся, а пото́м уже и пошло́, и пошло́.
[Вы только испуг и сглаз лечите? Кровь можете остановить?] Кро́ў - зна́ю. Кро́ў зна́ю.
[Как?] Ну э́то тако́е, там коро́тенькое, коро́тенькое тако́е, во. Я када́ вот там челове́к порэ́заў там или что, во, кроў бя… кро́ў бяжи́ть, на́до перекрясти́ть э́ту ра́ну, во, и сказа́ть: "Руда́, стой, как сто… лёд стои́т на реке́. Во. И… как лёд стои́т на ряке́ и… – ой, блин, вот, ба́чите уже́, я́ уж забыва́ю. – Как лёд стои́т на ряке́, и у раба́ Бо́жаго из ра́ны кро́ў не бяжи́ть". Вот так: "Як лёд стои́т на ряке́, и у раба́ Бо́жаго, – там на́до и́мя сказать, – из ра́ну кро́ў не бяжить". И тры ра́за на́до сказа́ть. Я шше могу́... када́ мо́шка укуси́ла када́, е́то, я снима́ю, э́та, и оно не че́шется, не опуха́е и не боли́ть. Я у… э́ты де́тки, пры́дуть – яны́ уже зна́ють: "Баб, скорэ́й, меня́ оса́ укуси́ла!" – во. Я сейч\ас же
[нрзб.] и е́то, сде́лаю и переста́не.
[Как сделаете?] Ну, я е́то… тако́е… перяк… перякре́щиваю, во, и говори́... и говорю́: "Раба Бо́жу… - приме́рно, мене́, – раба Бо́жию Раи́су куси́ли, за ей все святы́е проси́ли, чтоб не боле́ло, не красне́ло, не пуха́ло". И
[дует, делая круговые движения лицом и трижды сплевывает] ами́н, ами́н. Всё. И перестае́ часа́ться, и э́то, взду́мается: ну вот что́ это? А яно́ помога́е. Яно́ помога́е. Во. Мы пойшли́ у я́годы, а комары! Во. А комары́ обкуса́ли, я ду́маю: "Я́к токи дойти́ть!" А мотоци́кл – сы́н повёз на мотоци́кле. Во, я ду́маю: "Хо́ть бы дойти́ скорэ́й до мотоци́кла!" Во, дойшла́ и дава́й сама́ себе́ шапта́ть. Он смее́тся, во, а я́ себе́ по то́е… и у мене́ ня ста́ло часа́ться. Ня ста́ло часа́ться. И де́ти во, де́ти во мае́ э́тыя, яны привы́кли, что: "Ба́б, скоре́е, меня укуси́ло!"
[Можно и самой себе?] Да, да. Э́то и вам мо́жно.
[По просьбе соб. заговаривает ПН: пригнулась к покусанной насекомыми ноге и произносит заговор, дует и плюет, в точности так, как рассказывала, предварительно спросив имя и вставив в заговор "у рабы Божей Наташи"]. Всё, бо́льше ничё не на́до.
[Не будет чесаться?] Ня бу́де часа́ться
[смеется]. Я на… пое́хала в Новозы́бков, стои́т де́вочка – забы́ла, чем она́ там торгова́ла, во, ие́ укуси́ли оса́. Оса́ ж так бо́льно куса́е, что ёй пло́хо ста́ло. Ёно́ и пло́хо уже́ и… а я говорю́: "Ка́к тебя зову́ть?" Она́ сказа́ла, я ёй пошапта́ла, оно́ чераз вре́мя пройшло́, и ёй и легше ста́ло. На всё на́до знать Бо́жье сло́во. Вот так.
[… – Рассказывает, что у нее есть тетрадка, в которую она выписывает заговоры от больной почки, от больного зуба, гландов и т. п. Она выписала туда заговоры из книги "Я вам помогу".] [В молитве от сглаза сказано "от кого пришло, тому чтобы обратно"..?] "От кого́ взяло́сь, и тому́ передало́сь". Во.
[Это значит, что тому, кто сглазил, будет плохо?] Я́ и по-друго́му уме́ю, потому́ что глаз… глаза́ там… "Глаза́ зави́стливые, глаза́ уро́чливые, глаза́ нано́сные, я́ вас всех выше́птываю, выгова́риваю…" – э́то… э́то друга́я моли́тва. Но э́та попро́шше, вот э́та: "С у́лицы води́ца, с… с …. лихо… с э́то… с раба Бо́жаго лихави́ца, от кого́ взяло́сь, тому передало́сь, а хто со зло́бой колю́чаю, тому слязо́ю горючаю". Кто жела́е плохо́го. Вот плохо́го. Не то́ что там челове́к гля́нуў и ён… ён ня хо́че е́того, а тоё таке́е, что вот плохо́го.
[И ему будет плохо, на него уйдет болезнь?] Да. Да-да-да-да.
[А как понять, что это сглаз? Болезнь же бывает от разных причин.] Ну ты поймёшь с хо́ду. А, ну шо́ там понима́ть. С хо́ду поймёшь: дитёнку пло́хо, во, ён зева́е, ему́ что́-то там, е́то… вот пло́хо ему́, ему́ ну ви́дно.
[Сглаз только у ребенка бывает?] Не. У взро́слых, я не бу́ду говори́ть, потому́ что я не зна́ю про взро́слого челове́ка.