Характеристики текста
Год2015
СобирателиАБМ, ОФ, СНА
Место сбора данных
Витебская область
Россонский район
Хотьково
Информанты
Данные об инф.
КодГН
Полf
Год рождения1970
Место рождения
Опросник
IIIa 5 а Как называется гроб? Когда его делают? Кто? Можно ли делать гроб заранее, где его хранят, что в нем держат? Делали ли гроб с окошечком? Что означает слишком тесный гроб? Слишком большой (еще один покойник будет)?
IIIa 5 г Чем накрывали покойника: покрывалом, скатертью, саваном и т.д.? Как его шили?
IIIa 5 д Как одевали и обували покойника (покойницу)? Можно ли хоронить в туфлях на высоком каблуке, со шнурками? Как называется одежда, приготовленная для похорон (мё\ртвое платье, умё\ршее платье)? Какого она цвета? Можно ли хоронить покойника в одежде красного (черного) цвета? Если нет, то почему (на том свете покойник будет стоять под солнцем, пока одежда не выгорит)? Во что одевали девушку, умершую до свадьбы (в наряд невесты)? Как её называли (божья невеста)? Надо ли снимать с покойника украшения, когда его хоронишь? Почему (на том свете украшения обратятся в змей)?
IIIa 5 доп
IIIa 5 е Что клали в гроб женщине, мужчине, холостым, ребенку, старику, старухе? Что клали колдуну? Пастуху? Повитухе? Кладут ли покойнику в гроб носовой платок, гребенку для волос? Зачем? Клали ли в гроб хлеб-соль? Кто? Куда? Когда? Что при этом приговаривали? Можно ли было класть в гроб живые цветы? Если нет, то почему? Сколько цветков кладут (чёт или нечет)? На какой нитке висит нательный крест покойного? Хоронят ли его с крестом, или крест вынимают?
IIIa 9 а А) где поминали (на кладбище, дома)? Приглашают ли на поминки или туда приходят сами? В каком порядке поминающие сидят за столом (по старшинству, иначе)? Кто встает первым? Долго ли продолжаются поминки, можно ли быстро вставать из-за стола?
IIIa 9 доп
IIIa 11 Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)?
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
Ключевые слова
Блины, Богослужение, Вера, Верх-низ, Весна, Внутренний-внешний, Водка, Время, Гость, Гроб, Давать-брать, Дар, Два, Дни, Дни недели, Дом, Еда, Жизнь-смерть, Закрывать, Земля, Зерно, Икона, Календарь, Канун, Каша, Кладбище, Красный угол, Красный цвет, Крест, Круг, Крупа, Меморат, Могила, Молиться, Молодой-старый, Мужской-женский, Мужчина, Мука, Мясо, Над-под, Народное православие, Новый-старый, Одежда, Очищение, Пасха, Первый, Печь, Питье, Пища, Погребение, Покойник, Покрывание, Полотенце, Поминальные дни, Поминки, Посуда, Похоронный обряд, Праздники, Предки, Пространство, Процессия, Путь обрядовый, Растения, Родство, Свой-чужой, Священник, Семейные обряды, Сорок, Сосед, Стол, Суббота, Тот свет, Трапеза ритуальная, Троица, Угощение, Утварь, Утро, Хлеб, Хлеб ритуальный, Ходить, Цвет, Цветы, Церковь, Число, Чистый-грязный, Яйцо
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 8439
8439
[А на кладбище, нам говорила Ваша мама, поминать не принято? – см. IIIa-4 в, 8 а, 9 а, 12 в, доп., инф. ГЗА, соб. СНА, ОФ] Да, да, на кла́дбище, как бы поми… помина́ть не при́нято. То́лько е́сли вот кутья́… кутья́ ва́рится из пшени́цы. Пшениц… не… не рис как бы – пшени́ца. И мё… в мёд разво́дится. Вода́, ну, в смы́сле, с мёдом. [И её приносят сюда, на кладбище?] Вот сюда́, на кла́дбище, да, прино́сят. И, как бы, по го́рстке и са… и сами́м – кутьёй. [А на могиле её не оставляют?] Ну, вот на моги… по ло́жечку на моги… ложечк… ну, ло́жечкой на моги́лу и… вот здесь вот то́же… [И поминают на кладбище?] Да, да, кутьёй. Ва́рится из пшени́цы, и вода́ с мёдом разво́дится. [А так запрещено на кладбище поминать?] Ну, ну вот на кла́дбище приходи́ть с кутьёй. [Только с кутьёй?] С кутьёй, да. [Кутью едят только в день похорон?] Нет, нет, почему́ – помина́льные дни. То есть Тро́ица, Па́сха, как бы… Ну как… как… как тепе́рь на Ра́дуницу. Ну, как бы, не при́нято бы́ло ра́ньше осо́бо на Ра́дуницу-то приходи́ть. Как-то ра́ньше бы́ло всё Тро́ица, Па́сха… как-то собира́лись. [На Радуницу не было принято приходить?] Ну, как-то осо́бо не ходи́ли здесь, в э́той ме́стности. [Вы сказали, что прямо на Пасху собирались?] Да, на Па́сху. Ну, не… не в сам день, а как… Зна́ете, как-то бы́ло интере́сно. То есть у од… одни́ приходи́ли, допу́стим, в суббо́ту в одно… в одну́… в одно́й дере́вне. В сле́дующей дере́вне ходи́ли там п… То есть вся неде́ля практи́чески бы́ла. [Пасхальная?] Пасха́льная, да. Да, и в… и вот… Ну, ви́дно… ви́дно про́сто, мо́жет, как ро́дственники ходи́ли. Ну, не́сколько захороне́ний бы́ло. То есть ка́к-то получа́лось, шо ходи́ли, ну, в ра́зные дни на ра́зное кла́дбище как бы, вот. У нас э́то вот в Хо́тьково суббо́та бы́ла при… обы́чно все приходи́ли в суббо́ту перед Па́схой сюда́. [Перед Пасхой?] Ну, получа́лось, Па́сха – в воскресе́нье… [Ну накануне?] Да, накану́не. Ну, э́то не обяза́тельно. Так ду́маю, шоб про́сто… Наве́рно, э́то получа́лось… [А на поминки что-то специальное готовили?] Тако́е что-то специа́льное? Ну, вари́лась по́ливка – пе́рвое… как пе́рвое блю́до, бу́дем говори́ть. Ржана́я мука, де́лалась заква́ска на ржано́й муке́. То есть, ну и с мя… с мя́сом или с гриба́ми. Вот тако́й вот получа́лся из него́, как бу́дем… ну, консисте́нция подли́вы, бу́дем говори́ть. Ну, на ржано́й муке́, ну, вку́сное как бы. Пото́м де́лало… де́лались вот э́ти вот – клё… клёцки что вы тут вот про́бовали то́лько… Ну, то́же вот там фарш с гриба́ми добавля́ется, ну как бы… Ну а так, гото́вилось всего́ и мно́го. [А блины пекли?] Блины́ пекли́. Блины́ бо́льше с тво́рогом, ма́ма [ГЗА] говори́т, пе́рвые [?] пекли́. Так вот. [Нрзб. – 00:19:22,019] обяза́тельно вот [нрзб. – 00:19:30,138] как пе́рвое счита́лось, вот по́ливка как пе́рвое. [А было какое-нибудь блюдо, которое подавали, чтобы показать гостям, что пора расходиться?] Нет, ну как бы… Нет, наве́рно, тако́го не́ было. Ну, обы́чно… это тепе́рь как бы наро́д стал бо́льше, бу́дем говори́ть, выпива́ть. А ра́ньше как-то, ну вот три, три, бу́дем говори́ть, сто́пки выпива́лось там и всё, и как-то встава́ли и уходи́ли. А тепе́рь уже́ сидя́т до после́днего [смеётся] до… до вы́носа. Ну вот, а так… [А не было такого, что если человек умер, то нужно было какую-то скотину или птицу забить?] Нет, тако́го как бы не́ было. Ну, всё равно́ приходи́лось, бу́дем говори́ть, шоб поми́нный стол накрыва́ть. Всё равно́ чего́-то приходи́лось – у кого́ что бы́ло. Ну там, мо́жет, ку́ры каки́е, мо́жет, там ещё что. Ну, вот шоб накры́ть, шоб вот зна́ете, на́до наро́д накорми́ть. Всё равно́, зна́чит, жи́ли-то, бу́дем говори́ть, у нас-то так, в пе́рвую о́чередь, хозя́йство. Ну, [нрзб. – 00:20:51,370] у кого́ что бы́ло. Е́сли ничё не́ было, зна́чит, наро́д, сосе́ди приноси́ли как бы что-то, ну, всё равно́. В при́нципе, ра́ньше как бы и де́лали гроб на ме́сте, де́лали са́ми, ну, при… мужчи́ны всё э́то уме́ли. Э́то… лю́дей-то ра́ньше бы́ло мно́го. Всё бы́ло. Лошаде́й ско́лько их бы́ло – и не припо́мнишь. [А не было такого, что гроб заранее готовили?] Бы́ло, почему́ же, бы́ло и тако́е. У де́душки моего́… я не зна́ю, ско́лько он [смеётся] на чердаке́ стоя́л. [На чердаке стоял гроб?] Да, он зара́нее пригото́вил [смеётся], шоб сухо́й был, шоб нести́ бы́ло легко́. До́ски-то бы́ли… Э́то ж не тепе́рь. А… доска́-то бы́ла больш… [нрзб. – 00:21:51,718], така́я то́лстая. Ну, тако́е бы́ло. [… – Отвлекаются от темы. Через некоторое время возвращаются к разговору. Соб.: А ваш дедушка не готовил одежду себе перед смертью?] Оде́жду, да, собира́ли. Э́то зара́нее как бы гото́вилось. Узе́лок всегда́ за́живо был со́бран, ну и при… всё отли́чие при захороне́нии – ши… тут как… са́ван сши… То есть хоро́нится, кладётся в гроб… Ну, бу́дем говори́ть, вот если представля́ете, простыня́ – вот так застрочи́ть све́рху. Ну вот как э́то… ну, мо́жет, на каки́х ико́нах, мо́жет, оста́лось э́то так… зна́ете, э́то так… тако́е како́е-то облаче́ние. [То есть только голова прикрыта, как в колпаке?] Да, прикры́та голова́, да, как колпа… как колпа́к тако́й – вот са́ван. Зна́чит, и что еще́ на́до бы́ло… Кре́ст но́вый уж ну́жен был, то есть не тот, кото́рый но́сишь… носи́ли, а, ну как бы но́вый. [Другой?] Ну, да. [А почему так?] Не зна́ю. И по́яс ещё. Как бы под… под… под… подвяза́ться по́ясом. [Какой пояс?] Ну, вот, как плетёный. Плетённый как-то по́яс, вот. Ну э́то таки́е вот осо́бенности, атрибу́ты бы́ли. [А что нужно было вкладывать в гроб?] Ну вот, когда́ ложи… в вот… в гро… в гроб ложи́ли, то сава… ну, как бы снача́ла… А когда́ уже́ кры́шку закрыва́ть, то тогда́ са… снача́ла, как бы са́ваном. Кры́шкой закрыва́ли вот э́той вот. Закрыва́ли, а пото́м кры́шку заби… забива́ли. Вот. [А крышку забивали в доме или на кладбище?] Нет, э́то на кла́дбище несли́ как, так и [нрзб. – 00:25:43,289] вот. Как ра́ньше, вот я говорю́, когда́ я попа́ла, пое́хала в го́сти в Аме́рику, я э́то… э́ти тради́ции уви́дела так, как они́ должны́ быть [родственники ГН, старообрядцы, после войны оказались в США, к ним она ездила]. То есть впереди́ до́лжен идти́ пе́ред погреба́льной, зна́чит, проце́ссией ма́льчик до́лжен идти́ с ико́ной. Там у них э́то всё, там вот ру́сское кла́дбище как бы, там це́лое поселе́ние в Нью-Дже́рси, в Ми́лвилле – там есть вот це́рковь, при це́ркви воскре́сная шко́ла и помина́льный дом, то есть все тради́ции там вот, ну вот [нрзб. – 00:26:18,400]: по́хороны там, крести́ны. То есть они́ все прово́дятся, ну, как бы при це́ркви, в э́том до́ме, вот. И то есть снача́ла вот ма́льчик с ико́ной идёт, а пото́м все вот, э́тот вот, ну, крест э́тот вот несётся 00:26:39,918. Ну, как бы э́то де́лало… де́лалось… [Крест, который потом ставится на могилу?] Да! Да-да-да. [А что за икону несут?] Ико́ну? Да вот, че́стно, не скажу́, что. Ну, наве́рно, [нрзб. – 00:26:52,115], не зна́ю. Не зна́ю, что́ за ико́на была́. [А одежда, в которой хоронят, должна быть какого-то определённого цвета?] Ну, сейча́с, наве́рно уж, как бы осо́бо не приде́рживаются э́того, я не зна́ю. Но, допу́стим, вот э́ти ба́бушки, что ходи… ну, кото́рые вот бы́ли, соблюда́ли всё э́ти тра… тради́ции, они́ выходи́ли бо́льше тради… в чёрном как-то. Ну, вот так. [И хоронили их тоже в черном?] Ну вот, наве́рное, я вот не по́мню э́то. [Как нам говорили, нужно хоронить без нижнего белья?] Э́то я не зна́ю, э́то я не скажу́. Э́то у нас, ну как бы… Бы́ло ведь как, как, как бы… са́ми гото́вили, то́ есть, ну, одева́ли там, в гроб ложи́ли. Ну, в при́нципе там, ну, же́нщины собира́ли… мужчи́ны – мужчи́н, же́нщины – же́нщин как бы. Не зна́ю, что вам ещё. Вот! Э́то я не… не… не зна́ю.