Характеристики текста
Год2018
СобирателиОЕС, ФЕЕ, ЧМА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодЦАП
Полf
Год рождения1953
Место рождения
Красные Липы
Опросник
XXIIa 14 в Протестантство и новые религиозные течения: есть ли в селе общины, если да, то что про них рассказывают?
Ключевые слова
Аборт, Беременность, Бог, Вера, Верх-низ, Восток, Голова, Женщина, Жизнь-смерть, Запад, Запреты, Икона, Красный угол, Народное православие, Ноги, Песни, Питье, Похоронный обряд, Причитания, Пьянство, Распятие, Свой-чужой, Страны света, Тело человека, Тот свет, Христос
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 845
845
[Вы говорили, что вы православная, а есть в селе какие-то другие веры?] Ну, у нас здесь у Ро́гове одна́ ба́бка был\а шкунди́ха, ўот называ́ется, шкунды́ э́ти ўот, ўот э́то… как же их по-литерату́рному, не шкунды́, а ўот… бапти́сты, бапти́сты, да. [Кто это такие?] А? [Собиратель повторяет вопрос.] Бапти́сты? А у их нету Бо́га. Ўот у нас умира́ет челове́к – мы пла́чем ўо́зле поко́йника, стои́м, пла́чем, они́ – пе́сни пою́т. У нас одного́ шофёра, он рабо́таў шофёром... Ми́ша… Гуча́ноў... Фили́ппович. И е́хаў на маши́не рабо́тал, что́-то в Бе́жкоў [Новобежков] е́хаў, посёлочек, ку́зоў подняў. Пра́льно, хто-т… н… нихто́ не зна́е… И ку́зоў опусти́лся, наэ́рно, гидра́ўлика ма́сло вы́текло. И его́ ўот так, як ён быў там у маши́не сло́ман, так и пересякла́ его́, задави́ла маши́на. И ўот мы ходи́ли, а ён быў бапти́стом э́тим, его́ тётя была́, и ён. Ну, мы прышли́ на по́хороны. Оны́ седя́ть [сидят], мно́го их пособира́лася с усёй окру́ги, но яны́ не пла́кали, яны́ не плач… Оны́ седя́ть, пе́сни пою́ть. [А какие песни поют?] Ну, каки́е-то и́хние, я уже́ не зна́ю, каки́е-то и́хние пе́сни, бапти́стские э́тые. Ну, коне́чно, прославля́ють его́, яны́... оны́ ра́ды, что он пошёў ў тот мир, оны́ ра́ды. Да, бы́ли и у нас таки́е. [А чем они еще отличались?] Никада́ не руга́лись, никогда́. Ўот мужчи́на никада́ не руга́ўся, никогда́. Ну, не пья́нстўаў [пьянствовал], не валя́ўся так, як на́ши ўот правосла́вные, что и алкаши́ и… и у Бо́га, и у Хрыста́, и куды́ хо́чешь. Никогда́ не руга́лись, они́ вели́ себя́ о́чень скро́мно. О́чень скро́мно. Ўот. Насчёт э́того оны́, да. И дете́й, не дава́ли або́рты де́лать. Ско́льки бере́менела же́нщина, сто́ка они́ и рожа́ли. Э́то их уже́... ну, ўот за́поведь така́я у них была́. [Вы сказали у них Бога нет, как это?] Ну да, у их не́ту ни ико́нок, ничё не́ту, у их не́ту. Не вися́т так, як у нас ўот ико́нки, ну, гъвърять, на кра́сном угле́, крас\ный. Кра́сный у́гол – э́то называ́ется у́гол, кото́рый на восто́к. Ўот. Ну, у их тако́го не́ту. Спать на́до, чтоб голова́ была́, изголо́вье бы́ло на восто́ўк. [Соб.: Э́то у нас.] Да, э́то ў нас, у правосла́вных, чтоб спать не… не нога́ми к восто́ку, а голово́й. [Почему так?] Ну, потому́ что Хрыста́ же распина́ли как, не ўверх голово́й, а голова́ ўярху́ была́, а но́ги ўнизу́. [И мы спим, как Христос?] Да, мы так спи́м. Поло́жено так спать, что́бы изголо́вье было́ на востоў\ке, а но́ги на за́пад пока́зывали, так по-бо́жьему так поло́жено. Ну, так и прыде́рживаемся. Ўот так, так что, ўот таки́е дяла.\