Характеристики текста
Год2015
СобирателиАБМ, НВП
Место сбора данных
Витебская область
Россонский район
Крашуты
Информанты
Данные об инф.
КодЛЕМ
Полf
Год рождения1960
Место рождения
Опросник
XXIIa 14 а Кто такие староверы, чем они отличаются от других? Как они жили? Как называют нестароверов? Разрешали ли они носить кольца и бусы, курить, есть и пить из их посуды?
Ключевые слова
Баня, Богослужение, Вера, Верх-низ, Вода, Водка, Говорить, Давать-брать, Два, Дни, Дорога, Запреты, Икона, Кладбище, Крест, Круг, Мать, Меморат, Могила, Молиться, Молодой-старый, Мужчина, Над-под, Народ, Народное православие, Новый-старый, Ноги, Овощи, Одежда, Отец, Очищение, Питье, Пища, Покойник, Полотенце, Посуда, Похоронный обряд, Предания, Прорицание, Пространство, Растения, Родители, Родство, Свой-чужой, Старообрядцы, Страны света, Тайно, Тело человека, Утварь, Ходить, Хороший-плохой, Цвет, Церковь, Число, Чистота ритуальная, Чистый-грязный
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 8679
8679
[Ранее ЛЕМ упомянула староверов, которые жили неподалеку от Крашут. См. XXIa-12 д, доп. Уточняем: у вас староверы жили?] Старове́ры жи́ли. Старове́ры жи́ли у… в э́том са́мом, Ста́ром Дворе́ [несуществующая деревня недалеко от Крашут]. Они пе́рвые. Ба́бушка с ни́ми дружи́ла моя, Ду́ня. И вот они́ да́ли… И как по́мню сеча́с, она́ пе́рвая посади́ла в дере́вне морко́вку, потому́ что они́ ей да́ли семена́ морко́вки. Морк… они́ ведь сажа́ли тут ре́пу то́лько, карто́шку, морко́вки не́ было, кста́ти. Мо́я ба́бушка, э́то… э́то так неда́вно, ока́зывается, бы́\ло, лю́ди, ми́лые. Морко́вку… э́то ж то́лько вни́кнуть во всё э́то, морко́вку она́ посади́ла, огурцы́ – то́же да́ли ей семена́. Прики́дываете? Кошма́р како́й-то. О́ни огурцо́в не сажа́ли, морко́ўки не сажа́ли, потому́ что у них не́ было семя́н, а они́ там сажа́ли. У них… Они́ свя́заны бы́ли с вне́шним ми́ром каки́м-то, наве́рно. И у них бы́ли сады́. Уже́. Хотя́ здесь зе́млю не тра́тили на сады́. И там бы́ли сады́ поса́жены, сире́нь под о́кнами. Вот таки́е интере́сные дома́. Интересно. Алле́я была́, и до сих пор сохрани́лась, оре́ховая алле́я. [Это где?] В Па́руснике [название панского леса, см. XXIa-12 д, доп.]. Из оре́ховых дере́вь… дере́вьев. Оре́шник. Лешчи́на, лешчи́на. [Соб.: Парусник – это лес, а рядом старая деревня?] Э́то а… дере́в… Ста́рый Двор, да. Стародво́рская ре́чка, э́то вот здесь. [Что про москалей рассказывали, чем они отличаются?] Ну, пе… во-пе́рвых они́ разова́ривали так, как я. [Смеется.] Приблизи́тельно. Я так понима́ю. Вот, вот они́ и разгова́ривали так, наве́рно, как в Забо́рье [деревня в Россонском районе, в 12 км от Крашут]. Мо́жет там что́-то и свя́зано с э́тим, не зна́ю. Ну, Забо́рье, э́то с… отде… отде́льное госуда́рство – ниче́го про не́го не зна́ла. И ра́ньше ка́к-то никогда́ не́ было, напра́вленности туда́ не́ было. Вот на Не́вель, че́рез Укле́енку [деревня в 12 км от Крашут, на границе с Россией], че́рез Бу́хово и да́льше Бу́хово вообще́, ну и По́лоцк сюда́ ка́к-то, в э́том направле́нии. А туда́ - ка́к-то забы́тая сторона́. Непо́знанная, скорее́ всего,\ кака́я-то сторона́. Кста́ти, краси́вая дере́вня. Крол [местный бизнесмен, содержатель агроусадьбы] там… тури́зм разве́л. [… - говорят о соседях.] [Отличалась ли речь староверов?] Коне́чно, речь отлича́лась. Быт отлича́лся. А-а, са́мое ва́жное ж, вот ешчё что, в Берёзоўке [Берёзовка – фольварк в 3 километрах на северо-запад от Крашут] моска́ли жи́ли, ма́ма моя́ была́ учётчиком, и она́ ходи́ла по поля́м из… де… де́-то з… де́-то хутора́ ещё оста́лись, где́-то дере́вни оста́лись. И интере́сно с… це́лый день ход\ить вот с козо́й, да вот измеря́ кото́… [измеряет которая], ско́лько там запаха́ли, у́ровень ока́зывается на́до бы́ло заполня́ть не то́лько, ско́лько запаха́ли со́ток там, гекта́р, изме́рить, пошчита́ть, это ока́зывается не та́к это про́сто без калькуля́тора, про́сто в уме́ там это карандашо́м и́ли на шчётах пошчита́ть, представля́ете ско́лько трактори́ст вспаха́л гекта́р. Э́то ж на́до… оно́ ж не ро́вное по́ле, на́до его́ изме́рить, п… умно́жить и произве́сти каки́е-то де́йствия. Не… [смеется] не та́к э́то и про́сто, не ка́ждый спра́вится. Во-пе́рвых. Пото́м это́ ж на́до сто́лько пройти́ киломе́троў, а с собо́й, ну… в чём ты возьмёшь и дак, наърно не при́нято бы́ло с собо́й там буты́лочку воды́ взять. Стекля́нную, что ли, с собо́й волочи́ть? Теперь э́то ж элемента́рно. А, эт са́мое, так вот она́ и куда́-то сходи́ла, там к Старове́рам зашла́, вот тако́й то́же интере́сный слу́чай был. Зашла́, и… они́ о́чень хорошо́ к ней относи́лись. Кста́ти, мой, мой, я так понима́ю, дед то́же был старове́р. Там… вот э́та ро́шча бы́ла, вот э́та Лито́вка [возвышенность недалеко от д. Крашуты]. Е́сли копну́ть там поглу́бже, что там старове́рская така́я вот [задумалась]… Старове́ры. Дед тако́й был ры́жий борода́тый, ру́сский дед. Ну, скоре́е всего́ то́же вот, и когда́ он сюда́ прие́хал, все сказали: «О, моска́ль!» Недру́жественно относи́лись к лю́дям. По… я так понима́ю, потому́ что они́ вели́ бо́лее… на поря́док, мо́жет, еще́… свой быт уже́ бо́лее, знач… Они́ же… бо́лее культу́рные что ли бы́ли. Бо́лее интеллектуа́льно ра́звитые. [Соб.: Другие.] Ну други́е, други́е. А други́х у нас, е́сли, осо́бенно, е́сли ты лу́чше, то тебя́ не принима́ют. Значит, и́ли опуска́йся до́… поднима́ться нельзя́. Но… ла́дно, э́то отде́льная те́ма. Ну так вот, на чем э́то я кон… [смеется]? [Соб.: Мама…] Ма́ма зашла,\ и попи́ть. А там вот э́ти… москали́ жи́ли. Ну, так их г… гру́бо я́ так называ́ю. Ма́ма ст… а ма́ма никогда́ так не называ́ла. Она́ называ́ла «старове́ры». Зна́чит, она́ гъвои́т, хотя́ бы вот к ней то́же относи́лись. Она́ ж, у неё ру́сская речь, ну, зна́чит – «москоўка». Зна́чит… ст… на́чът [значит], ужо́ всё, не така́я. Ну… а и там то́же, ж то́ко белору́сское, но она́ то́же на ру́сском разгова́ривала. И она гворът: «Где́ эта на́ша пога́ная кру́жка?» [Смеется]. Но э́то не зна́чит, что́ она́ гря́зная, у них исключи́тельная чистота́ в дома́х была́, кста́ти. То́же о́чень ва́жно, исключи́тельно чи́стая посу́да, пи́шча, все приготовле́ние вот э́то вот, прие́м пи́шчи, всё это на у́ровне бы́ло. Нуу, и на не́сколько поря́дков вы́ше, чем вот у ме́стных жи́телей. Э́то соверше́нно всё по-друго́му. Чи́стые полоте́нца. Э́то исключи́тельно, всё вот э́то вот. Чи́стая ба́ня непреме́нно. Ба́ня непреме́нно. Ни… ни второ́й раз не… Ой, у нас никогда́ тако́го не бы́ло, шоб второ́й раз там ба́нным полоте́нцем вытира́ться. До сих пор тако́го нет. Всё. Я не понима́ю ба́нное, как вытира́ться и ве́шать э́то полоте́нце. Нет. В ба́не помы́лся, вы́терся, домо́й пришёл, всё, уже́ стира́ется всё. К сле́дуюшчему ра́зу - ни в ко́ем слу́чае. Ну, вот э́то то́же [у] старове́ров тако́е бы́ло. Уже́ давно́ тогда́. Вот она́ сказа́ла: «Где пога́на кру́жка?» Кру́жка чисте́йшая. Вода́ чисте́йшая. Но э́то для госте́й кру́жка. Почему́-то пога́ная. Пага́нская ве́ра, наве́рно. Я скоре́е всего́ исхожу́ из того́, Мы с Ю́рком так бесе́довали с сы́ном, и говори́м, что э́то скоре́е всего́ не потому́ что како́е-то друго́е отноше́ние к э́тим лю́дям, плохо́е, что вот «погаа\ная кру́жка». Э́то, наве́рно вот ве́ра ж… что́-то ж с… пога́нская кака́я-то ве́ра там и́ли како́е-то… что э́то бы́ло тако́е. [Соб.: Да, вера разная.] Пога́нское что-\то бы́ло в шу́тку… ну… Исто́рия. [Соб.: То есть своя, то есть не такая чистая.] Что́-то, что́-то есть, я вам не могу́ объясни́ть, я в э́то не вника́ла. Но Ю́рка э́тим заня́лся, он зна́ет, что э́то… что́-то там пога́нское тако́е бы́ло. Но не с… соверше́нно не однокоре… Ну, э́то про́сто однокоренно́е сло́во, но э́то не с… не зна́чит, что э́то пога́ное. Э́то совсе́м друго́е. [А быт, вы говорили, тоже отличался?] Быт отлича́лся, безукори́зненно отлича́лся. Полы чи́стые, в о́буви не ходи́ли, не кури́ли, не плева́лись, не матери́лись, никода́. Моя́ ма́ма говори́ла, кстати, так, что ма́тное сло́во, дл… же́ншина, рю́мка и ма… и мат - это соверше́нно несопостави́мые ве́шчи, абсолю́тно. До сих пор и в мои́х де́тях тако́е да́же, представля́ете вот? Из поколе́ния в поколе́ние и в мои́х де́тях зало́жено э́то, что же́ншина и рю́мка, в любо́й ситуа́ции, пра́здник, не пра́здник. Сига… ну, про сигаре́ты и разгова́ривать не́чего. И мат. Ни в ко́ем слу́чае. Е́сли же́нщина сказа́ла ма́тное сло́во, то земля́ там… Что́-то прове́рглась на не́сколько там киломе́троў вниз и совершенно и… с… Незя́ матери́ться. Потому́ что… [И пить нельзя?] Пить. Нет, ни в ко́ем слу́чае, у нас в до́ме нн… де́ти мои́ не пью́т ни пи́во… Не, мы не старове́ры, мы, не… мы правосла́вные, к це́ркви крешчёные. Муж мой был като́лик, ну то́же де́ти в це́ркви крешёные. И уже к рели́гии отно́симся, я уже объясни́ла, как, вам… мы к рели́гии относимся, так как, [задумалась] культ… культма́ссовая кака́я-то рабо́та прово́дится в клу́бе, вот так в церквя́х щас э́то прово́дится, хто чего сшибёт, с кого́ с… сдерёт. [Смеется.] Э́то, клу́бы ж то́же на самоокупа́емость переве́ли давно́ уже́, библиоте́ки, ну, они́ ж там уже́ в… в пла́тные услу́ги. Вот и це́рковь, пла́тные услу́ги там, хто́-то уме́ет роль игра́ть, ну, Алекса́ндр не церемо́нится [смеется]. Ну, вот тако́е вот отноше́ние, поэ́тому… Ну, вот э́та вот па́мять све́тлая мое́й ма́ме. Ника́к не сопостави́мо, что́б же́нщчина, мат и во́дка, э́то нет. [А одевались они тоже по-другому?] Одева́лись они́ то́же, наве́рно, по-другому, но вот э́того конкре́тно я не могу́ сказа́ть. [Молились или иконы, говорят у них тоже были какие-то?] [Вздыхает.] Да, что́-то у них т…, что́-то бы́ло, конкре́тно не могу́ сказа́ть. Ну, я не знако́ма ли́чно с бы́том этих людей и ли́чно, вот так, что́бы вот э́то. А! Хорони́ли. Чего́ зна́ю, э́то на мое́й па́мяти да́же было. Мы в шко́ле учи́лись и старове́ры жи́ли в Краснопо́лье [Краснополье — агрогородок в Россонском районе Витебской области.], семья́ старове́роў. Они́ та́кже и разгова́ривали, как ко… вот, вот так, вот так они́… как они́ вы́жили здесь среди́ белорусов и вот сохрани́ли свой р… го́вор вот э́тот вот. Зага́дка, слу́шайте. Ведь они́ же обшча́лись на рабо́те, в по́ле там, везде́, но всё равно́ сво…, вот э́то ру́\сское, вот э́то о́канье вот сохрани́ли. И́менно вот, ну, наве́рно не совсе́м таку́ю речь, как вот ма́ма калу́жская там вот, бли́же к моско́вской, да? Но у них кака́я-то осо́бенная была́ всё равно́ рэчь. Немно́жко да́же от ма́миной отлича́лась, но всё равно́. Ну так вот, жила семья староверов, и ма́льчик ходи́л в шко́лу. И мальчика э́того така́я случи́лась… отец был охо́тником, оста́вил ружьё и застрели́л зна́чит брат бра́та, ну, игра́ться ста́ли. Зна́чит, его́ хорони́ли. Ну как же, он же шко́льник, он же там пионе́р, его хоронят на кла́дбищче, там, на о́бшчем, на Краснопо́льском, как поло́жено. Всё, э́та У́лька, её тако́е и́мя интере́сное, мать. Улька. Значит, и – Ва́дик, отец. Все они́ на том све́те, ве́чная им па́мять, хоро́шие лю́ди бы́ли таки́е тру́женики, каки́х поиска́ть… отец пил, коне́чно, хоть и старове́р, но мать никода. Вот э́того ма́льчика, зна́чит, хоро́нят как п… как поло́жено, шко́ла, всё. Но она́ но́чью вык… вы́копала э́ту моги́лу, раскопа́ла. Оде́ла в э́тот са́ван и перевезла́ ў Хо́тьково [деревня в Россонском районе Витебской области] есть, там есть старове́рское кла́дбишче, кста́ти, во́ к чему́ мы прышли́, э́то Забо́рская сторона́. Вот Хо́тьково дере́вня, и там старове́ры. Они́ хо́дят в суббо́ту пе́ред Тро́ицей на кла́дбищче, и у них ка́к-то, каки́е-то свои́ обы́чаи. И хоро́нят они́… мы ло́жим как с… на… как э́то на восто́к нога́ми, да? [Соб: Да.] Ну вот у нас похоро́нены все вот так: вот. [Показывает.] Вот так –изголо́вье, вот сюда́ нога́ми так, ну получа́ется на восто́к. С ю́га на восто́к. Или с за́пада на… [Соб.: С запада.] С запада на восток? Ну уж наве́рно, С за́пада, ну, гла́вное, что нога́ми на восто́к, э́то уж я запо́мнила хорошо́, у нас все лежа́т в… пять человек лежа́т так. А они́ хоро́нят как? Я не зна́ю… с… вост… а они́ хоро́нят наоборо́т, наве́рно, ну, де́ло в том, что крест они́ ста́вят в нога́х, мы ста́вим над голово́й, в зголо́вье крест, а они́ ста́вят в нога́х. Ис… я… про́сто случай\но разгова́ривала с [нрзб. – фамилия; 02:11:43,240] живёт то́же с семьи́ старове́роў вот та же́нщина, сестра́ э́того мужика́. Так она́ сказа́ла, что… что как у них, почему́ они́ так де́лают – потому́, чтоб поко́йник мог сесть и помоли́ться на крест, кото́рый стои́т у него́ в нога́х. Вот. [А у вас так не говорят?] Я пе́рвый раз тако́е слы́шала сама́. Кода́ уже́ вот на кла́дбишче бы́ла, она́ ми́мо проходи́ла, там убира́юсь, она говори́т: «Вот, ме́сто тако́е ходно́е», – разговори́лись, туда́-сюда́. Я говорю, ну вот у нас вы́годная [показывает] вот так доро́жка прохо́дит и вот так кресты́ стоя́т и все к доро́ге повёрнуты. А хто уже́ с… на э́той стороне́ доро́ги, они́ получа́ется, что па́мятники ты́льной стороно́й к доро́ге, а лицо́м туда́, и уже́ на́до обходи́ть вокру́г. Она́ говори́т: «А у нас наоборо́т», – ну, что сказа́ть, я говору́: «Где у вас?» – я са́ма не зна́ла, что она́ [староверка]… А пото́м она́ мне там рассказа́ла э́ту исто́рию про э́того ма́_льчика, и что они́ са́ван одева́ют бе́лую. То ли оде́жда э́то, я да́же не зна́ю что э́то тако́е, то ли э́то про́сто про́стынь кака́я-то, мешо́к. То ли э́то оде́жды каки́е-то. Са́ван. Ну са́ван называ́ется, вот они́… […] [Кресты тоже у них другие? Которые на могилах?] Кресты по-мо́ему правосла́вные. У като́ликов то́лько вот таки́е [показывает] без перекла́динки. [Соб.: тут много на кладбище таких, без перекладинки.] Где? В Краснополье? [Соб.: Нет, в Бухове и в Перевозе.] Не зна́ю, крест правосла́вный с перекла́динкой обяза́тельно. Вот.