Характеристики текста
Год2015
СобирателиНВП, ОВБ, ПН
Место сбора данных
Витебская область
Россонский район
Бухово
Информанты
Данные об инф.
КодБАБ
Полf
Год рождения1933
Место рождения
Опросник
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
Ключевые слова
Богослужение, Вино, Водка, Время, Говорить, Год, Голова, Дни, Еда, Жизнь-смерть, Закрещивание, Запреты, Кладбище, Крест, Могила, Народное православие, Ноги, Питье, Пища, Погребение, Покойник, Поминальные дни, Поминки, Похоронный обряд, Предки, Пространство, Пьянство, Родство, Священник, Семейные обряды, Стол, Трапеза ритуальная, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 8689
8689
[А поминают, вот, когда на могилке похоронили, как вот раскладывают еду, где?] Вы зна́ете что, я трохо́й пострада́ла. Мяне́ ба́тюшка, вот, хожу в це́ркву Утрёшскую, мне, я рассказа́ла, рас… всё, говорю́, ён спра́шиваеть, ну, вот, грехи́ мои приме́рно спра́шиваеть, я говорю́, я согряши́ла, вот, у Тро́ицу на поми́не была́… было́ спиртно́е. А ён: «Я вас ня бу́ду испове́довать». Я говорю́: «Ну, дык, я ж не зна́ла так, что…» Ну, я слы́шалъ, что, нельзя́ вобшче́ сейча́с ма́ло ўже́ так ёсь, что нигде́ во́дки нет на кла́дбишчах. Мо́же и ў вас так ёсь тяпе́р, не, не зна́ете? [Соб.: Да тоже, кто в церковь ходит – не носят]. Ну вот. Ну вот, дык, это са́мое, ужо́ по́сле то́го я уж два года на кла́дбишче не помяна́ю, не бяру́ во́дки ў рот, там ти вина́ – я во́дку ня пью вобшче́, а вина́ коли́ там возьму́ ў рот. Ну, вот, я ўже вот два го́да по́сле то́го, и э́тот год была на кла́дбишче, я ўже помяна́ла так, ну, ядо́й, яка́я куття́ и что там пригото́влено. А домо́й тады́ ўжо, ба́тюшка сказа́ў, что: «Домо́й при́дете – помина́йте». [Дома выпить можно, да, на помин?] До́ма мо́жно вы́пить, ну а на кла́дбишше… ну, де́лають щас столы́, чтоб не на э́то… ну ўсе раўно́ ж на кла́дбишше як сабе́ не ва́рять [?] свято́е де́ло. [Так прямо вот на холмике, на могилке, да?] Да! Быва́ло и вот я по́мню и сама́, помина́ли, вот, своего́, там, ро́дного и бяре́шь сто́пку, вылива́ешь к хрясту́ – нельзя́, нельзя́ э́таго де́лать, вобшче́ нельзя́. [А прямо к хресту выливаешь, где крест?] Ну, и́ли… я в нога́х вылива́ла э́то к хрясту́. Ра… тепе́рь вот хорони́ли, ра́ньше яны́ и ра́ньше хорони́ли тепе́р, хрест поло́жено ста́вить у нога́х. Лицо́м крест вот так до́лжен гляде́ть, на тебя́, ты… тебе́ похорони́ли вот так. Это са́мое, таму́ что ты бу́дешь устава́ть [вставать], як тебе́ воскреся́ть и бяре́шь свой кре́ст и пошёў. А чэлове́ку ста́вять у… други́и ў голова́х, и у нас, у мяне́ ў все́х поста́влено ў голова́х, ужо́ на́до перевора́чиваться чэлове́ку и бра́ть. Я вот не люблю́ вот па́мятники не люблю́, люблю́ крясты́. Кре́ст ты взя́ў – и пошёў, а па́мятник – э́то гру́з. А там же крест на па́мятнику, это твоё, на́до нясти́ яго́, вот в чем де́ло. Вот так. [Соб.: Интересно. А кресты деревянные?] Ну, хорошо́ вот деревя́нные, ра́ньше дубо́вые де́лали, яны́ не ско́ро гнию́ть, ну, и жале́зные. Тяпе́р бо́льше жале́зных крясто́ў.