Характеристики текста
Год2021
СобирателиДИС, ОМС, ССП
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодЖНИ
Полm
Год рождения1949
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Данные об инф.
КодГЛВ
Полf
Год рождения1927
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
IIIa 15 Заложные покойники. Где хоронили некрещеных детей, висельников, утопленников, самоубийц, опойц, колдунов: вне кладбища (на месте смерти, в поле, на горе, за рвом, на развилке или перекрестке дорог, на границах), на кладбище (у ограды, в углу, - каком по сторонам света)? Можно ли заложных покойников хоронить с музыкой? Можно ли их поминать? Если да, то в какие дни? Ставили ли таким покойникам крест на могиле?
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
IIIa 12 в Как называется Радуница, т.е. вторник Фоминой недели (Радовница, Пасха мертых, дедовица, гробки и т.д.)? Что делали в этот день?
IIIa 8 е Кто мог причитать на похоронах? Где причитали (в доме покойника, на кладбище)? Не было ли профессиональных плакальщиц, как с ними расплачивались? Запишите тексты причитаний. Говорили ли, что богоматерь любит, когда дети плачут на могиле родителей, и сердится, когда мать плачет на могиле детей?
Ключевые слова
Береза, Весна, Ветки, Висельник, Водка, Время, Говорить, Гулять, Дерево, Жизнь-смерть, Земледелие, Календарь, Кладбище, Меморат, Могила, Народ, Народное православие, Новый-старый, Овощи, Озеро, Пасха, Песни, Покойник, Покойник заложный, Поминальные дни, Поминки, Похоронный обряд, Праздники, Предки, Причастие, Причитания, Пространство, Растения, Родство, Самоубийца, Свой-чужой, Сев, Семейные обряды, Суббота, Троица, Утро, Хвалить, Цветы, Церковь, Число, Чистый-грязный
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 9523
9523
[А Пасху праздновали?] [ЖНИ:] У нас каку́ю, пра́вильно я скажу́, д… Па́сху обяза́тельно, аɣа́. У нас потому́ что соўпада́ет. Чт… чем мы отлича́лись, э́то, от сосе́дних, от ру́сских, аɣа́, до после́днего ра́за. Тро́ица – на́ши пра́зднуют Тро́ицу, аɣа́. Ра́доницу на на́ше кла́дбище нихто́ не прихо́дит роди́тельский день. Вот смо́тришь – ло́ктинские ў Ра́доницу все на кла́дбище. На́ших нет никого́. Всё, сейча́с ста́ли и Ра́доницу, потому́ что сейча́с бо́лее, как сказа́ть, сейча́с бо́лее в рели́гию уда́риўши, аɣа́. Зна́чит, но зато́ ў Тро́ицу у них никого́ не́ту, у ру́сских э́тих, у сибиряко́ў на кла́дбище. Но на́ши все до одного́, у нас э́то настоя́щий пра́здник. [ГЛВ:] А э́то… а слу́шай, Никола́й Ива́ныч, ты не зна́ешь, э́то, кла́дбище бы́ло вот тут вот, где й вот МэТэМэ́ [моторно-тракторные мастерские]. [ЖНИ:] Да, да, да, э́то пото́м. [ГЛВ:] А уто́п… уда́вленникоў хорони́ли во так вот, по во́зеру. Э́то, ну, на береɣу́ о́зера. [ЖНИ:] Да, да, да, да, да, отде́льно, отде́льно, аɣа́, пра́вильно ты говори́шь. Аɣа́, э́то я слыха́л от родителе́й. [Какого озера?] Пенько́во. [А что за удавленники?] Вот всё хто удави́лся, утону́л, без прича́стия у́мер. Э́то так что отде́льно. Ну э́то у всех так. По отде́льности. [ГЛВ:] А сейча́с ўсе вме́сте. [ЖНИ:] Да, да, да, а сейча́с никто́ не разделя́ет ничё. Аɣа́, ра́ньше так бы́ло. [...] Ну у нас и сейча́с оригина́льно, е́сли б вы прие́хали ў Тро́ицу и посмотре́ли, как э́то всё, подгота́вливается и всё э́то. [А как празднуется?] Аɣа́, ну о́чень э́то почита́емый день. [А как на кладбище ходят?] [ГЛВ:] У Трое́цкую суббо́ту сейча́с… [ЖНИ:] Так, вот, что ра́ньше бы́ло, я ма́ленький. До Про… до Тро́ицы начина́ют гото́виться, суббо́та, от-от пе́ред Тро́ицей там Тро́ицкая суббо́та – э́то у нас был рабо́чий день, э́то не то, что рабо́чий день, вот в правосла́вной це́ркви к э́тому гото́вятся, практи́чески пра́здничный, Тро́ицкая суббо́та, а у нас нет. У нас Тро́ицкая суббо́та – бы́ло поло́жено таки́е-то о́вощи сади́ть, э́то, то есть, земе́льной, гря́зной рабо́той занима́лись, то, сё. Там э́тот, гото́вились, в о́бщем, к э́тому, зна́чит, рабо́тали. В э́тот день й… э́то, ве́ток берёзы руби́ли, цвета́ми, приходи́ли, дере́вню укра́шивали. О́коло кото́рых домо́в стоя́ли, сплошь бы́ло э́то ў берёзовой, аɣа́, в обяза́тельном поря́дке. У́тро начина́ется, часоў... встаю́т, и всё пошли́ туда́, на кла́дбище. Пе́рвые иду́т же́нщины, выхо́дишь туда́, э́то, за дере́вню, на кла́дбище…нскую, и слы́шишь пе́ние, интере́сное тако́е. Я мно́го описа́ний пра́здникоў чита́л, смотре́л, ви́дел, но тако́го нигде́ не…не ви́дел в описа́нии. По-на́шему называ́ют – «ɣоло́сют». ɣоло́сют, аɣа́. [Обращаясь к ГЛВ:] Расскажу́, что тако́е «ɣоло́сют». Расскажу́ им, что тако́е «ɣоло́сют». На кла́дбище, э́то ни у кого́ нет, аɣа́, ɣоло́сют. Вы… выхо́... Мо́жет ты расска́жешь чё, как э́то, голо́сют? [ГЛВ:] Ну, ну, ну как пригола́шивають, ну, что в твоёй жи́зни, то и э́то, приɣола́шивають. Ну так э́то, а сейча́с не уме́ють голоси́ть. [ЖНИ:] Да! Я и хочу́ сказа́ть, всё, оно́ потеря́лось, э́то обы́чай. [Голосить?] ɣолоси́ть по́-на́шему. [А как на́до?] [ГЛВ:] Слу́шай, я расскажу́. Вот э́то, дя́дя Сю́тка у нас… жил в Бердю́жьем. А пото́м война́ тут начала́сь и он у го́род перее́хал. Ну вот, мы пошли́, девчо́нки. Си́нка, э́та, Мару́ська тёткина Та́нина, и мы с Та́сей пошли́, и Та́ська дя́дина Мяки́тина, пять ццелове́к нас пошли́. У кого́-то мы, вот, бы́ли [cмеётся], бы́ли вот таки́е. Вот подошли́, а ў нас ба́ба умерла́, де́-то она́ ў како́м году́, до тридца́тоɣо умерла́-то, иль два́дцать седьмо́й – не… не зна́ю. Ну тут дей-то умерла́. Ну, пошли́ дзяўчо́нки, пришли́ на кла́дбище, подыйшли́ ба́биной моɣи́лке – ну хто бу́деть ɣолоси́ть? Я не уме́ю, друɣа́я – «не уме́ю», а Та́ска, дя́дькина Мяки́тина она́ уме́ла ɣолоси́ть – не ста́ла. А Си́нка, ба́бина [смеётся], подошла́: «Да ба́ба, да ты-то не зна́ешь ничего́, ведь дя́дя Сю́тка в ɣо́род перее́хал жить!» [Смеется.] Ай, ɣо́споди, ха-ха-ха-ха-ха, от так вот. [ЖНИ:] Э́то вот, ви́дишь, они́ уже́ расска́зывают после́дние, как уже́ не уме́ли уже́, обы́чай теря́лся, всё. Ты до́лжен рассказа́ть напе́вным речитати́вом. Вот выхо́дишь и слы́шишь тако́е вот з… ну е́сли в, как сказа́ть, я одна́жды в це́ркви в Зна́менской в Тюме́ни тако́й услы́шал, и там под… под ку́полом, как э́то пою́т, э́то хор церко́вный там, жен\ский, аɣа́. Э́то бы́ло а́нгельски. И вот э́то что-то похо́жее тако́е. Что челове́к речитати́вом, прихо́дят они́ пе́рвые на кла́дбище и начина́ют э́то петь, петь таки́м речитати́вом, расска́зывают, как вот она́ сказа́ла, что про свою́ жизнь, как мы живём, э́тому, поко́йному. Это чё-то от… от язы́ческого оста́вши. И прихо́дят, вот так-то вот, ви́дишь, как она́ рассказа́ла, ба́бушка, аɣа́, что воть вот так-сяк: «Дя́дя Сю́тка уже́ в го́род перее́хал». А обы́чно, а обы́чно они́ расхва́ливают э́того поко́йного, аɣа́, и́ли ему́ чё-то про него́, что: «Вот ты тако́й-то вот, ты тако́й хоро́ший, ты нас поки́нул, да заче́м ты, и мы так-то живём, мы пло́хо живём и́ли хорошо́ живём». Вот, э́то расска́зывается. И вот речитати́вом пою́т. Аɣа́, э́то когда́ выхо́дишь. И вот э́того я нигде́ в описа́ниях не ви́дел, аɣа́, что вот э́то, что э́то по-на́шему, э́то и е… и есть. Э́то мы сюда́ принесли́, э́то никто́ они́, тех не… не́ было. А мы вот э́то, э́то называ́т…называ́ется «ɣолоси́ли». Э́то вот ти́па вот го́лосом пою́т, и всё, и никто́... А сейча́с я выхожу́ и ничего́ не слы́шу э́того тако́го, аɣа́. И вот, зна́чит, и вот и да́льше прихо́дишь на кла́дбишче, кла́дбище обхо́дят, снача́ла все прове́дают всех свои́х ро́ственников, всё, аɣа́. Никако́го вина́, там, е́сли там ма́ленькую грамму́льку вы́пил, всё. А пото́м – де́ло к обе́ду случа́ется все, все перехо́дят – там берега́ о́зера, у ка́ждого краси́вые места́, расса́живаются по рода́м, по рода́м выхо́дят, всё. Вот здесь оби́льные возлия́ния: там еда́, там до ве́чера что уго́дно, аɣа́, в о́бщем, гуля́ние настоя́шчее. И вот э́то, вот так Тро́ица прохо́дит, всё. [А гуляли всем селом?] Нет, по рода́м, сли́шком большо́е село́, мы не могли́ так собра́ться. Вот Ревя́гина, белору́сское село́, они́ всем сел… дере́вней собира́лись, от нас-то э́то, от на́шего сельсове́та. […] [А по родам это как?] По рода́м. Ну вот допу́стим, я Жгуно́ў – Вороны́. Вороны́ – вот мы собира́емся, аɣа́. [Обращается к ГЛВ:] Тётя Ка́тя сказа́ла: «Вороны́ сляте́лись». [ГЛВ:] А? [ЖНИ:] Тётя Ка́тя б… Ко́стина сказа́ла: «Вороны́ сляте́лись, у ку́чу собра́лись». – Аɣа́. [ГЛВ:] Э́то, ничё, сейча́с хорошо́ ста́ли жить, е́то, и мизо́ноўские, и ло́ктинские, е́то, и новоло́ктинские, как-то ўсё, ўсё смеша́лися, же́нются! Же́нются, дру́жно ста́ли. [ЖНИ:] Дру́жно ста́ли, аɣа́, да. До, приме́рно, до револю́ции и́ли чё, у нас не́ было сме́шанных бра́ков. Бо́же упаси́, мы вот, допу́стим, поля́ки – да, там други́е… А, сосло́вие, тут бы́ло село́ сосе́днее, там киломе́тров три́дцать от нас, Оста́нино, они́ бы́ли сосло́вие па… э́ти, однодво́рцы. Тако́е бы́ло, однодво́рцы, то́ есть ну то́же всё – от мы их признава́ли, аɣа́. Мы всё, аɣа́. Но, но с сибиряка́ми мы – никако́го, а пото́м ста́ли пе́ред войно́й отде́льные бра́ки, а сейча́с… [... – ЖНИ рассказывает про однодворцев подробнее. Они происходят из нынешней Воронежской области и названы так потому, что у каждой из их семей был собственный большой двор.] [Вы сказали «никакого вина», а почему?] [ЖНИ:] Да, не́ было снача́ла, а пото́м, я ж тебе́ сказа́л, а с обе́да уже́ оби́льные возлия́ния. Там мо́жно на…напива́ться и про́чее. [Голошение нужно было придумывать на ходу?] Да, импровизи́ровал э́то всё-всё челове́к. Вот она́ [ГЛВ] сказа́ла: «Мы не уме́ли голоси́ть, а, а на́ша подру́жка одна́ уме́ла, но э́то, не хоте́ла, а друга́я, допу́стим, во… неуме́ло так начала́...» [А что делали на гуляниях?] Ну там, не зна́ю, бы́ли и пля́ски, ну вся́ко бы́ло, всё, гов… разгова́ривали там на приро́де, всё э́то де́ло бы́ло.