Характеристики текста
Год2021
СобирателиЗСА, РЕВ, ЯСС
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодГЛП
Полf
Год рождения1937
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
XXIV 13 б Как называли ребенка, который долго не ходит? Что делали, чтоб он быстрее пошел?
Ключевые слова
Говорить, Животное, Закрещивание, Конь, Крест, Молодой-старый, Над-под, Народная педагогика, Народное православие, Начало, Ноги, Нож, Ножницы, Палец, Первый, Передний-задний, Пол, Ребенок, Рука, Связывание, Тело человека, Три, Утварь, Ходить, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 9581
9581
[Нужно было замечать, когда ребёнок в первый раз засмеялся?] Ну… когда́ э́то… смея́ться они, си́льно ра́но смяю́тся, уже́ два ме́сяца, это соɣла́сны? А вот када́ пойдёт, рябёнок када́ пойдёт, то ɣоворя́т: «Дава́йте э́то…» Ра́ньше лоша́дей пу́тали, слыха́ли тако́е сло́во, «пу́тали»? [Соб.: Нет.] Нет? Ло́шади када́, на́до яму́ на па́стбишче пасти́, вот про́сто он, да́же е́сли он рабо́тает на э́той ло́шади, ра́ньше бы́ли в колхо́зе, бы́ли ло́шади. Он рабо́тает, приезжа́ет с рабо́ты, и по… пошёл ты, наприме́р, у бе́реɣ яɣо́, и он яɣо́ спу́таеть, пяре́дние но́ɣи свя́жеть яму́ так вот [показывает, как будто пальцы связаны], он вот та́к вот вот пры́ɣает, как за́яц на э́тих, на… там-то вон норма́льно за́дние, а пяре́дние вот так. И ɣоворя́т, что: «Да… на́до перереза́ть пу́та». Вро́де как рябёнок пошёл, дак на́до пу́та перереза́ть. Чтоб он и пра́вильно ходи́л. Вот в чём… э́то вот я запо́мнила. [А как их перерезали?] Ну как? Ника́к. Под… подбяɣу́т, и вот так хре́стик поста́вють [крестит пальцем в воздухе], что он стои́ть, что: «Айда́!» Он начнёт шаɣа́ть, хре́стик вот так поста́вють [показывает крест руками], и он пойдёт ведь. [На полу?] Ну, не зна́ю. [То есть, ребенку связывали ноги?] Не свя́зывали. Про́сто вот он начина́ет, и ɣоворя́т, что, ну вот… «Айда́те щас рябёнок пойдёт, – мол, – пу́та на́до перереза́ть». Вро́де как бу́дто он сейча́с спу́танный. Что он не ходи́л, как вро́де спу́танный вот. Ну э́то ра́ньше, ви́дишь, вся́кие старики́. Оны́ же вообще неɣра́мотные были́. У меня́ мать, дак я не зна́ю, два кла́сса шше не конча́ла, ну с двена́дцатого ɣода́. Ну, кака́я там учёба была́. И яна́ ничё... «Вот айда́те, – ɣът, – пе… э́то перереза́ть». Ну вот подбяɣу́т, то но́жиком вот так вот перяре́жуть, хре́стиком поста́вять, и всё [рисует пальцем перед ногами собирателя крестик на полу]. [Надо по полу сделать крестик?] Да, да, да. А он тада́ зову́т, он идёт, ну. А быва́ет, что он пойдёт и да́же не заме́тить, как э́то. Дак вот как яму́ перереза́ть тоɣда́? [А чем рисовали крестик, пальцем?] Не, тут бяру́т э́ти, но́жницы или кого́ ли. Уɣу́. Э́то уже кому́ де́лать не́чеɣо. До́ма наблюда́ли, кому де́лать не́чё. [… – Не все дети начинают ходить в год, кто-то позже. Соб.: Вы говорили, что надо ставить крестик, когда путают, да?] Не, не, э́то про́сто так. [Соб.: Вы говорили про крестик.] Ну, воть хрест поста́вять. Быва́еть, что ничё нет… пошёл\, а – раз хрест поста́вють, что… Ну, то́лько что не ска́жешь, что «ɣо́споди, блаɣослови́». Раз уж он начина́еть ходи́ть.