[Нужно было замечать, когда ребёнок в первый раз засмеялся?] Ну… когда́ э́то… смея́ться они, си́льно ра́но смяю́тся, уже́ два ме́сяца, это соɣла́сны? А вот када́ пойдёт, рябёнок када́ пойдёт, то ɣоворя́т: «Дава́йте э́то…» Ра́ньше лоша́дей пу́тали, слыха́ли тако́е сло́во, «пу́тали»?
[Соб.: Нет.] Нет? Ло́шади када́, на́до яму́ на па́стбишче пасти́, вот про́сто он, да́же е́сли он рабо́тает на э́той ло́шади, ра́ньше бы́ли в колхо́зе, бы́ли ло́шади. Он рабо́тает, приезжа́ет с рабо́ты, и по… пошёл ты, наприме́р, у бе́реɣ яɣо́, и он яɣо́ спу́таеть, пяре́дние но́ɣи свя́жеть яму́ так вот
[показывает, как будто пальцы связаны], он вот та́к вот вот пры́ɣает, как за́яц на э́тих, на… там-то вон норма́льно за́дние, а пяре́дние вот так. И ɣоворя́т, что: «Да… на́до перереза́ть пу́та». Вро́де как рябёнок пошёл, дак на́до пу́та перереза́ть. Чтоб он и пра́вильно ходи́л. Вот в чём… э́то вот я запо́мнила.
[А как их перерезали?] Ну как? Ника́к. Под… подбяɣу́т, и вот так хре́стик поста́вють
[крестит пальцем в воздухе], что он стои́ть, что: «Айда́!» Он начнёт шаɣа́ть, хре́стик вот так поста́вють
[показывает крест руками], и он пойдёт ведь.
[На полу?] Ну, не зна́ю.
[То есть, ребенку связывали ноги?] Не свя́зывали. Про́сто вот он начина́ет, и ɣоворя́т, что, ну вот… «Айда́те щас рябёнок пойдёт, – мол, – пу́та на́до перереза́ть». Вро́де как бу́дто он сейча́с спу́танный. Что он не ходи́л, как вро́де спу́танный вот. Ну э́то ра́ньше, ви́дишь, вся́кие старики́. Оны́ же вообще неɣра́мотные были́. У меня́ мать, дак я не зна́ю, два кла́сса шше не конча́ла, ну с двена́дцатого ɣода́. Ну, кака́я там учёба была́. И яна́ ничё... «Вот айда́те, – ɣът, – пе… э́то перереза́ть». Ну вот подбяɣу́т, то но́жиком вот так вот перяре́жуть, хре́стиком поста́вять, и всё
[рисует пальцем перед ногами собирателя крестик на полу].
[Надо по полу сделать крестик?] Да, да, да. А он тада́ зову́т, он идёт, ну. А быва́ет, что он пойдёт и да́же не заме́тить, как э́то. Дак вот как яму́ перереза́ть тоɣда́?
[А чем рисовали крестик, пальцем?] Не, тут бяру́т э́ти, но́жницы или кого́ ли. Уɣу́. Э́то уже кому́ де́лать не́чеɣо. До́ма наблюда́ли, кому де́лать не́чё.
[… – Не все дети начинают ходить в год, кто-то позже. Соб.: Вы говорили, что надо ставить крестик, когда путают, да?] Не, не, э́то про́сто так.
[Соб.: Вы говорили про крестик.] Ну, воть хрест поста́вять. Быва́еть, что ничё нет… пошёл\, а – раз хрест поста́вють, что… Ну, то́лько что не ска́жешь, что «ɣо́споди, блаɣослови́». Раз уж он начина́еть ходи́ть.