[Если маленький ребёнок кричит, его можно успокоить?] [ДГД:] Ну как, успока́ивали.
[А как?] По-вся́кому.
[ДАИ:] Ну кричи́т – э́то з… ви́дно, живо́тик боли́т, а... и́ли чего́-то, в основно́м-то э́то… Ма́ленькой ребёнок.
[ДГД одновременно:] А та́к-то… Всё равно успока́иваешь по-вся́кому.
[Например?] На́ руки бярёшь и начана́ешь: то чё-нибудь, то каку́ю… чё-нибудь ɣовори́шь, разɣова́риваешь с ним, потрясёшь, и ўсё. А чё?
[А пели что-нибудь?] [ДГД:] Всё бы́ло.
[ДАИ:] А то.
[А что пели?] [ДГД:] А, все, чё попадёт на ум. Вот.
[ДАИ показывает на металлическое кольцо на потолке:] Ви́дите кольцо́? Десь подве́шивали…
[ДГД одновременно:] Лю́лька висе́ла.
[ДАИ:] Лю… лю́льку подве́шивали.
[Как она выглядела?] [ДАИ:] Лю́лька?
[Соб.: Да.] [ДГД:] ШШас я, вот. Наприме́р вот, вот так. Вот так вот.
[Показывает руками, что люлька была размером 30 на 70 сантиметров.] Ширина́, длина́. На ка́ждый уɣоло́к вярёвочки. Соединя́ешь све́рьху.
[ДАИ:] Там пал… па́лки таки́е, э́то.
[ДГД:] Пал… э́ты, ни́тки. И пото́м де́лаешь крючо́к и подве́шиваешь, а там обшива́ли. Матерьа́лом.
[А чем обшивали?] Матерьа́лом.
[Какие-то узоры вышивали на ткани?] Неет. Не.
[Не украшали?] Нет.
[А в люльку что-то клали?] Ну а как? Пос… постила́ли мале́нько, что́бы мя́кенько бы́ло.
[ДАИ одновременно:] Ну а как же не подстила́ли?
[Что именно подстилали?] [ДГД:] Ну посте́льку таку́ю де́лали, ши́ли по лю́льке. Вот. И кача́ли.
[Не говорили, что, когда ребёнок не лежит в люльке, её надо чем-то закрывать?] Не, тако́го не́ было. Ну э́то закрыва́ли, положо́к де́лали, что ле́том.
[ДАИ:] То му́хи, то комары́.
[ДГД:] То кома́р заляти́т ли, чё – вот от э́того, а так не. Вот.
[Когда там ребёнок не лежал, не закрывали?] Нет. А у нас ко́шка была́. У меня́ с-с… ста́рша, нет? Наве́рно, уже́ Ири́на
[про свою дочь, ДИА] была́. Э́то, в лю́льке лежа́ла, запла́кала, а я чё-то де́лала. Она́
[про кошку] прыɣ в э́ту лю́льку. И Ири́на замолча́ла.
[Кошка успокоила?] Да.
[ДАИ:] Ко́шка успоко́ила.
[ДГД:] Быва́ло, как то́ко запла́чет, так ина́ сра́зу запры́ɣнет и мурлы́кает.
[Только кошки могут успокоить, или другие животные тоже?] Да хто его́ зна́ет.
[Кто укачивал ребёнка?] Ну как тебе́ сказать\. Я вот как и по́мню, я сама́ в лю́льке росла́. И дяўчо́нки у меня́ в лю́льке росли́. А уж подросли́ када́, тогда́ в ко́ечке. А так…
[А кто укачивал люльку?] У меня́ ма́ма была́. До́ма.
[Если чужой человек приходил в гости, он мог качать?] Моɣ. Моɣли́.
[А старшие дети могли?] Моɣли́. Моɣли́. У меня́ ўнук был си́льно неспоко́йный. Ўот. Яму́ шшас девятна́дцать лет. До того́ был неспоко́йный, он и пла́кал, ну у яɣо́ чё-то боле́ло, и пла́кал и пла́кал. Я ля́ɣу на дива́н, яво́ поло́жу вот, на ɣруди́ну, шлёпаю во так вот помале́ньку яво́, и пе́сни ему́ вся́кие, каки́е на ум пр… он спит. Е́сьли поло́жить его́ ў ко́ечку, он пла́чет. А на ɣруди́ мо́жет и час, и два проспа́ть.
[Песни из любых слов составляли?] Любы́е. И вое́нные пе́ли.
[Смеётся.] Вся́кие, каки́е…
[ДАИ декламирует текст “Песни о Щорсе” Михаила Голодного:] Шё… шёл отря́д по бе́регу, шёл издалека́, шёл под кра́сным зна́менем команди́р полка́, ɣолова́ обвя́зана, кроў на… на голове́.
[Смеётся.] Ба́ба ɣа́ля ўсё… пе́лау
[ДГД:] Я Сямёну ўсё напева́ла.
[Смеются.] А чё де́лать? А он спит тада́. А так неспоко́йный быў.