Характеристики текста
Год2021
СобирателиБАА, ЯСС
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодДАИ
Полm
Год рождения1936
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Данные об инф.
КодДГД
Полf
Год рождения1942
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Данные об инф.
КодДИА
Полf
Год рождения1969
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
Xa 4 а Принято ли было прясть на посиделках? Кто принимал в них участие?
Xa 3 а Как называются части прялки: вертикальная и горизонтальная?
Xa 3 г Чем и как украшали прялку? Какие узоры вырезали или рисовали? Не было ли обычая писать на прялке свое имя? Какие еще могли быть надписи на прялке?
Ключевые слова
Веретено, Вечер, Головные уборы, Девушка, Жернов, Нитка, Орнамент, Парень, Платок, Полотно, Посиделки, Прядение, Прялка, Ткачество, Утварь, Цветы, Шерсть
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 9656
9656
[ДАИ кладёт на стол деревянное веретено.] [ДАИ:] Э́то что тако́е? [Соб.: Не знаем даже. На указку похоже.] [ДГД:] Нет. Э́то веретяно́. [ДАИ смеётся.] [ДГД:] Пря́ли. Да. На веретяне́. [Вы сами пряли?] Я нет. А ма́ма пря́ла. [ДАИ:] Эт пря́лка специа́льная, и э́то, и пото́м… [ДГД:] Самопря́ха. [ДАИ:] Самопря́ха… Не, не самопря́ха, э́то… [ДГД:] АА, э́то пря́лка, чтоо сади́сся на неё, шерсть привя́зываешь. [ДАИ одновременно:] Пря… пря́лка, на-на… на веретено́ сади́шься и э́то. И вот э́то. На э́то веретено́. Пряду́т. [У частей веретена есть названия?] [ДГД:] Ну… Веретяно́ веретяно́м, аа е́сли на санопря́хе, там ска́ўки. [А что это?] А они́, ну как, сде́ланы, что ни́тки когда́ прядёшь, ни́тки на э́ти ска́лки нама́тывает. Ўот. [Ещё вроде сверху какие-то городки есть?] [… – ДАИ и ДГД предлагают соб. спросить у ТГС, заведующей школьным музеем, потому что в музее есть части прялки.] [ДГД:] У ней там всё есть: и жернова́, и кро́сны, вот кото́рые ткут. [Что ткут?] Доро́жки ткут, ра́ньше материа́лы, э́то, ну… Полотно́ тка́ли. Специа́льно. Ўот. [Вы сказали «крос»… что-то такое?] Кро́сны, вот я вам ɣоворю́, вы к ɣали́не Степа́ноўне. [ДАИ и ДГД предлагают соб. пойти в школьный музей и рассказывают, что там есть, соб. говорят, что уже были там. Соб.: У вас ткали? Ваша мать, например?] [ДГД:] Да. Я сама́ то́лько уже́ не на кро́снах, я платки́ тка́ла, у ме… специа́льно бы́ли сде́лано, платки ш… пухо́вые тка́ла. [У каждой женщины должна была быть своя прялка, или могла быть в доме одна?] Дак аа у ка́ждой была́, ра́ньше-то у к… все пря́ли. [Можно было другим садиться за прялку, или только хозяйке?] Вот, дак а вот, э́та санопря́ха, а пото́ма ещё, как тебе́ сказа́ть, сде́лано, чтоб се́сти мо́жно. На неё сади́сся, а ту́така уже́, сбо́ку, к э́той же, к сиде́нью приде́лана, и шерсть привя́зывали и пря́ли. От. С э́той пря́лки н… санопря́ху ноɣа́ми по… рабо́тали и… [Когда девочку только учили прясть, сохраняли первую ниточку?] Не зна́ю. У нас Ири́на то́лько на электри́ческой начина́ла прясти. Ўот, а, а та́к … та́к-то не. [Было такое, что девушки вместе собирались и пряли?] Да, обяза́тельно, да. Э́то ра́ньше, но уже не ў на́ши ɣо́ды, в на́ши ɣо́ды уже́ э́того не́ было. [А раньше?] А ра́ньше собира́лися. [На праздники?] Нет. Про́сто ве… ве́чером собира́лися де́вки и пря́ли. [… – после разговора на другую тему уточняем: Когда собирались и пряли, могли парни приходить?] Моɣли́. [Могли они прялку трогать?] А не зна́ю. [Они оставляли рисунки на прялках?] Не, ничё не оставля́ли, а собира́лися. [А вообще прялки украшали?] А у кого́ каки́е бы́ли. Изрясо́ванные бы́ли пря́лки. Но у нас у ма́мы была́ проста́я вот пря́лка. [А что рисовали, видели?] Я ви́дела, цвяты́. Цвято́чки нарисо́ваны.