[ДАИ кладёт на стол деревянное веретено.] [ДАИ:] Э́то что тако́е?
[Соб.: Не знаем даже. На указку похоже.] [ДГД:] Нет. Э́то веретяно́.
[ДАИ смеётся.] [ДГД:] Пря́ли. Да. На веретяне́.
[Вы сами пряли?] Я нет. А ма́ма пря́ла.
[ДАИ:] Эт пря́лка специа́льная, и э́то, и пото́м…
[ДГД:] Самопря́ха.
[ДАИ:] Самопря́ха… Не, не самопря́ха, э́то…
[ДГД:] АА, э́то пря́лка, чтоо сади́сся на неё, шерсть привя́зываешь.
[ДАИ одновременно:] Пря… пря́лка, на-на… на веретено́ сади́шься и э́то. И вот э́то. На э́то веретено́. Пряду́т.
[У частей веретена есть названия?] [ДГД:] Ну… Веретяно́ веретяно́м, аа е́сли на санопря́хе, там ска́ўки.
[А что это?] А они́, ну как, сде́ланы, что ни́тки когда́ прядёшь, ни́тки на э́ти ска́лки нама́тывает. Ўот.
[Ещё вроде сверху какие-то городки есть?] [… – ДАИ и ДГД предлагают соб. спросить у ТГС, заведующей школьным музеем, потому что в музее есть части прялки.] [ДГД:] У ней там всё есть: и жернова́, и кро́сны, вот кото́рые ткут.
[Что ткут?] Доро́жки ткут, ра́ньше материа́лы, э́то, ну… Полотно́ тка́ли. Специа́льно. Ўот.
[Вы сказали «крос»… что-то такое?] Кро́сны, вот я вам ɣоворю́, вы к ɣали́не Степа́ноўне.
[ДАИ и ДГД предлагают соб. пойти в школьный музей и рассказывают, что там есть, соб. говорят, что уже были там. Соб.: У вас ткали? Ваша мать, например?] [ДГД:] Да. Я сама́ то́лько уже́ не на кро́снах, я платки́ тка́ла, у ме… специа́льно бы́ли сде́лано, платки ш… пухо́вые тка́ла.
[У каждой женщины должна была быть своя прялка, или могла быть в доме одна?] Дак аа у ка́ждой была́, ра́ньше-то у к… все пря́ли.
[Можно было другим садиться за прялку, или только хозяйке?] Вот, дак а вот, э́та санопря́ха, а пото́ма ещё, как тебе́ сказа́ть, сде́лано, чтоб се́сти мо́жно. На неё сади́сся, а ту́така уже́, сбо́ку, к э́той же, к сиде́нью приде́лана, и шерсть привя́зывали и пря́ли. От. С э́той пря́лки н… санопря́ху ноɣа́ми по… рабо́тали и…
[Когда девочку только учили прясть, сохраняли первую ниточку?] Не зна́ю. У нас Ири́на то́лько на электри́ческой начина́ла прясти. Ўот, а, а та́к … та́к-то не.
[Было такое, что девушки вместе собирались и пряли?] Да, обяза́тельно, да. Э́то ра́ньше, но уже не ў на́ши ɣо́ды, в на́ши ɣо́ды уже́ э́того не́ было.
[А раньше?] А ра́ньше собира́лися.
[На праздники?] Нет. Про́сто ве… ве́чером собира́лися де́вки и пря́ли.
[… – после разговора на другую тему уточняем: Когда собирались и пряли, могли парни приходить?] Моɣли́.
[Могли они прялку трогать?] А не зна́ю.
[Они оставляли рисунки на прялках?] Не, ничё не оставля́ли, а собира́лися.
[А вообще прялки украшали?] А у кого́ каки́е бы́ли. Изрясо́ванные бы́ли пря́лки. Но у нас у ма́мы была́ проста́я вот пря́лка.
[А что рисовали, видели?] Я ви́дела, цвяты́. Цвято́чки нарисо́ваны.