Характеристики текста
Год2017
СобирателиКУК, НАС, СНА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодСАП
Полf
Год рождения1936
Место рождения
Кузьминичи
Опросник
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
Ключевые слова
Бог, Болезнь, Братчина, Водка, Время, Давать-брать, Добро-зло, Дом, Еда, Животное, Жизнь-смерть, Икона, Календарь, Мать, Молиться, Народное православие, Новый-старый, Обереги, Питье, Праздники, Пространство, Ребенок, Родители, Свадебный обряд, Сват, Сватовство, Свеча, Свеча (обряд), Семейные обряды, Скот, Троица, Угощение, Хозяин-хозяйка, Чины свадебные
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 969
969
[Не слышали, что носили какую-то свечу или икону на какой-то праздник?] Угу́. Э́то в ка́ждом селе́ был свой престо́льный пра́здник. У тут, у Спиридо́новке, была Тро́ица. А у нас у дере́вне [САП родом из Гомельской области] была́... яки́й же… яка́я ж там была́ свеча́? [У вас дома тоже была свеча?] [Не реагирует на вопрос соб., рассказывает про Спиридонову Буду.] У до́ме. В одно́м до́ме. Э́то вот там на це́нтре, стои́т до́мик по э́тую сторону́, там стоя́ла деревя́нная ха́та, и там у той ба́бы всегда́ стоя́ла э́та свеча́. И ходи́ли Бо́гу моли́ться уже́ на Тро́ицу. Иду́ть уже́ все богомо́льные, мо́лятся Бо́гу. [Т.е. они просто все шли молиться в этот дом?] Да, да, да. [Свеча – это название иконы?] Э́то называ́лася… Ико́на называ́лася Тро́ица. А… чаго́ она́ называ́лася Свеча́, я уже́ не зна́ю. Ей и перяно́сили из до́ма в дом, хто захо́че сабе́, уже́ там… о… обрече́тся на… на чтось. Там де́ти умира́ють, скот до́хня. Дак вот, мол, возьми́те свечу́. И яны́ уже́ гото́вят тады обе́д на пра́здника, и уже́ угоща́ють э́тых уже́ уси́х прихожа́н. [Т.е. здесь эту икону передавали из дома в дом?] Угу́. [Т.е. если у кого-то какая-то беда, он просил эту икону к себе в дом?] Да. [На год, а потом возвращал?] Да. [Он брал в Троицу?] При мне уже́... ина́ уже́ развали́лась уже́, отда́ли Свечу́ в це́ркву в Злы́нке, и уже́ не было́ тут. Уже́ ба́ба та́я помёрла. Уже́ там поста́вили но́вый до́мик, молоды́е живу́ть. [Вы слышали, как рассказывали про это здесь?] Да. А э́то, про э́тот день расска́зывали. [На какие-то праздники устраивали застолье для всего села?] Тут, в Спиридо́новке, Тро́ица. Но тут не… не пра́здновали. А у нас у Белору́ссии, Пречи́стая была́, два́дцать восьмо́го а́вгуста. Там… уже́... е́сли уже́... у селе́ Пречи́стая э́та, уже́ вот… и тады́ уже́ иду́ть у э́то село́ со всих сёл. Где ро́дичи ё, там… там тётки, там дядьки, там… де́ти… и схо́дятся в э́то село́, и уже́ в ка́ждом селе́ тады́ ужо́... пьют горэ́лку, уку́сно едя́ть. Но у нас тут, я уже́ як пришла́... в пятьдеся́т девя́том году́, так тут уже́ не… не пра́здновали их, коли́сь уже́... хозя́ин… пришёў уже́ ко мне во, у сва́тьи, дак там ма́тка ж пыта́е, что «яки́й у вас престо́льный пра́здник?» И ён ка́же: «Я не зна́ю». Оно́ уже́, зна́ешь, уже́ перехо́дило э́то уже́... у таки́й же́ о́браз жи́зни. [Т.е. здесь не было такого, чтобы…] Что́бы носи́ли – не было́. [Носили еду?] Чтоб свечу́ переноси́ли. [Не было такого, чтобы собирались всем селом, каждый приносил какое-то блюдо?] Не… не… [Не было такого?] Э́то уже́ е́сли Свеча́ у мене́, зна́чит, что я уже́ раз в год обеспеча́ла уже́ обе́дом тых уже́ всих… ну, там же сто́льки богомо́льных тых прихо́дило, челове́к, мо́жет, пять, ти семь.