[Ранее упоминала, что в Новолоктях отмечают общие праздники, см. XXIa-12 з] Ну, вот, допу́стим, тот же Петро́в день, Петро́в день. Вот то́же наряжа́ли ве́точками бере́з, ка́ждый дом стара́лся у... укра́сить, потому́ что жа́лко бы́ло бере́зку всю́ руби́ть, а вот ве́точки, допу́стим, на... на... на э́то... и напиха́ют в ка́ждую ще́лку, на воро́та, т... т... тому́ подо́бное, всё краси́во, дере́вня стано́вится зелёной тако́й и весёлой. Ну вот так вот, то есть соедине́ние стари́нных пра́здников, стари́нных и сове́тских пра́здников бы́ло не запрещено́. И бы́ло о́чень шу́мно, хорошо́, ве́село, всё э́то сопровожда́лось вся́ческими и́грами. Ну, а пото́м, коне́чно, уже́ в бо́лее совреме́нное вре́мя, э́то дискоте́ки и тому́ подо́бное, а ра́ньше-то э́то гармо́шка, есте́ственно, зна́чит, гармони́ст на ка́ждой у́лице, да не оди́н, берёт гармо́шку, девчо́нки, зна́чит, под ру́чки, и а́коло него́ часту́шки. А пото́м, когда́ свечере́ет совсе́м, то у како́го-то до́ма, там, зна́чит, ла́вочки на... на... настро́ены, то, зна́чит, у сара́я, то ещё, так сбо́ку, где мо́жно и посиде́ть, и пля́ски устра́ивали. Ну, а пото́м, коне́чно и... ста́ли… и изба́ чита́льня появи́лась, и библиоте́ка, ну, а пото́м дом культу́ры – всё э́то коне́чно уже́ цивилизо́ванно, все с удово́льствием ходи́ли в э́ти учрежде́ния, и танцева́ли, и пры́гали, и ста́вили спекта́кли, и танцева́ли вся́ческих национа́льностей та́нцы, в зави́симости от того́, кто руководи́т в до́ме культу́ры, от того́ и зави́сит всё... всё.
[… - Прерывается на разговор о весенних праздниках, позже снова говорит про Петров день.] [Вы еще говорили, что когда Петров день праздновали, то украшали дома ветками растений, да?] Вет... ветками берёзок
[Березок, да?] [Утвердительно мычит].
[Почему именно берез?] А... ви́димо, потому́ что здесь основна́я... основно́е де́рево, кото́рое очень нра́вилось лю́дям – э́то берёза. Берёза, но тут и оси́на есть. Ну, берёза бо́лее ру́сское тако́е. И к тому́ же, ви́димо, э́та берёза напомина́ла им
[новолоктинцам] о тех места́х, кото́рые бы́ли когда́-то и́ми бро́шены
[жители Новолоктей переселились из белорусского села Гультяи, Псковская область]. Э́то Белору́ссия, Украи́на, где берёзки не так ча́сто, но уж насто́лько они́ цени́лись по свое́й красоте́ и по свое́й той душе́вности, кото́рая создава́лась из вот э́тих ве́точек. Э́то и ве́ники, и плюс… и вся́ческие венки́, кото́рые украша́лись пото́м цвета́ми. Так что, вот таки́е вот пироги́.
[Дома украшались только снаружи или внутри тоже?] И внутри́, и снару́жи.
[А были какие-нибудь места?] Да, бы́ли места́ таки́е. Места́ у стари́нных люде́й, кото́рые, зна́чит, ещё всё-таки рели́гия жива́ была́, и она́ остаётся живо́й. И́менно там, где ико́ны.
[До этого говорили про иконы] вот, бы́ли в ка́ждой с... с... в ка́ждой избе́, в ка́ждом до́ме был уголо́к с... са́мый, са́мый, как сказа́ть, ви́дный, и в то́ же вре́мя немно́жко за... за... задёрнутый краси́вой што́ркой, что́бы, ви́димо, не так что́бы броса́лось э́то всё в глаза́. А при слу́чае, зна́чит, жиле́ц, кото́рый жил в э́том до́ме, при слу́чае что́-то на́до обрати́ться, вот то́т же покло́н, та́ же про́сьба, та... та... та́ же, зна́чит, э, мо́жет быть ну, похвала́, что́ ли, и́ли спаси́бо како́е-то за то, что, допу́стим, что́-то уда́чно: поко́с, поста́вили се́но, и дождя́ не́ было, что ту́чка ушла́ – «Э́то ты, бог, помо́г». И смета́ли мы безо вся́кого, зна́чит, подво́ха, то есть стог бу́дет с... кра... краси́во стоя́ть, здесь не бу́дет никаки́х промо́кших кус... ку... э́тих, пласто́в, всё бу́дет о́чень це́нно для зимы́, для корму́шки. Вот таки́е пироги́.
[Вы еще сказали, что на ворота тоже втыкали ветки, да?] Как?
[Повторяют вопрос.] Да, на воро́та, на воро́та и да́же и ле́нточки привя́зывали для того́, что́бы краси́во бы́ло, к... к... э́тим берёзкам. Ну, осо́бенно молодёжь, дак они́ э́то вообще́... А на воро́та, ну, там, где есть ды́рочка кака́я-то, ще́лочка, ну, и, мо́жет быть, гво́здичком где́-то при... при... пришипи́ть, и так да́лее.
[Вы говорили венки плели, это только на Петров день?] Ну, венки́ плели́ иногда́ в осно́ве на Петро́в день, потому́ что девчо́нки иногда́... Ну, бы́ли таки́е ещё времена́, ну, и мы то́же э́ту вещь, и допу́стим, вот… ви́дите, Ива́н Купа́ла, тако́й вот пра́здник, а э́то же из Белору́ссии и с Украи́ны. И хоте́лось бро́сить и вено́к, и како́й-то кора́блик, мо́жет быть, сде́лать и то́же, е́сли он поплывёт хорошо́, безо вся́ких там э́то, и... у... скро́ется – ну вот, девчо́нке ра́достно, что её судьба бу́дет о́чень хоро́шая, счастли́вая, что она́ встре́тит о́чень симпати́чного люби́мого, кото́рый её бу́дет люби́ть всю жизнь.
[Тоже из березы?] Да?
[Тоже из березы?] Да, из берёзок, и… Но туда́ вплета́ли обяза́тельно, э́ти, цвето́чки, цвето́чки, ну, зачасту́ю. И незабу́дки шли́, здесь бы́ли поля́ таки́е, луга́, иногда́ насто́лько весно́й о́чень хорошо́ бы́ло е́здить, допу́стим, голубо́е мо́ре во буква́льно незабу́док э́тих. Ма́ленькие, но симпати́чные о́чень цвето́чки, таки́е вот ве́щи.
[А куда их бросали? В озеро?] Да, венки́ броса́ли в о́зеро, в о́зеро, не... тут ре́чки не́ту – зна́чит, броса́ли в о́зеро, ну и всё, а ветеро́к, ну всё, он всё равно́ плывёт. Так что вот, таки́е п...
[А имело значение, какое озеро? У вас же их тут три?] Три, да. Ну, в осно́ве, в осно́ве на... на... вот на о́зере...
[Вздыхает.] Ну, Пенько́во, наве́рное, бер.. Бердю́жское, тут, зна́чит, и поэ́тому там, где в осно́ве купа́лись, ле́том загора́ли, стро́или не́которые э́ти, пло́тики, где бельё полоска́ли, где про́рубь зимо́й, допу́стим, руби́ли, что́бы за водо́й сходи́ть, потому́ что ра́ньше же не́ было коло́нки, на́до бы́ло всё брать из о́зера, во́ду.
[То есть к какому озеру в основном ходили, туда и бросали венки? Вот это Пеньково?] Пенько́во, Бердю́жье, да, на… Там, где у́лица соприкаса́лась с о́зером, то туда́ и стара́лись идти́, так что вот тако́е бы́ло.