Характеристики текста
Год2021
СобирателиДАД, ИДД, ФВА
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодНТИ
Полf
Год рождения1939
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
IIIa 11 Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)?
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
IIIa 12 а Как назывались общие для всех умерших поминальные дни (родительские дни, поминальницы, Радуница - Пасха мертвых и т.д.)? Запрещалось ли в эти дни мыться в бане, мыть дом? Почему (родителям глаза грязью зальешь)?
Ключевые слова
Блины, Вера, Весна, Вино, Водка, Время, Встреча, Год, Гость, Девять, День, Дни, Дни недели, Еда, Земля, Календарь, Каша, Кладбище, Лето, Могила, Народное православие, Пирог, Питье, Пища, Покойник, Поминальные дни, Поминки, Похоронный обряд, Праздники, Предки, Родители, Родство, Семейные обряды, Сласти, Сорок, Трапеза ритуальная, Троица, Угощение, Хлеб, Хлеб ритуальный, Цветы, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 9704
9704
[Вы говорите, что люди часто блины пекут?] Как? [Были ли такие дни, когда все люди пекут блины?] Ну, вот, блины́, наприме́р, вот, мо́жно да́же вот э́то чиркну́ть: блины́, когда́ челове́к умира́ет… блины́, обяза́тельно стря́паются блины́, на поми́нках, на поми́нках, пото́м блины́ несу́т на кла́дбище, когда́, допу́стим, к моги́лке, что вро́де как еда́, вот, блины́, там, зна́чит, конфе́тки, иногда́ мо́жет быть рю́мочка вина́ и́ли во́дки ста́вится, то есть как бу́дто должён он то́же поня́ть. Зате́м э́то то́же со стари́нных времён: год или со́рок, де́вять дней – обяза́тельно блины́, де́вять дней, со́рок дней – обяза́тельно блины́, и год – обяза́тельно блины́. А когда́ е́дут на кла́дбище, обяза́тельно то́же блины́. Э́то как, зна́ете… э́то как земно́е со́лнышко тако́е вот, окру́глое, оно́ как бы, ну, даёт весть о том, что, вот, жи́знь, она́ идёт на земле́, и вот её, так сказа́ть, хлеб, её пода́рок, вот э́тот блин – тебе́, уме́ршей душе́. [Ездят на кладбище в определённые дни?] На кла́дбище? Ну, есть определённые дни, есть определённые: э́то Тро́ица и роди́тельский день, когда́, зна́чит, роди́тельский день, пе́ред э́тим всё прибира́ют, всё де́лают, зна́чит, всю траву, всю, мо́жно поса́дки, цветы́ там каки́е-то, зна́чит, са́дят, зате́м венки́ подправля́ют; мо́жет быть, ещё каки́е-то пр… прино́сит буке́тики таки́е, и́ли иску́сственные, и́ли натура́льные, допу́стим, цветы́ - э́то Роди́тельский день. Ну, и Тро́ица. Идёт тако́й [в]от пра́здник в дере́вне у нас, что е́дут туда́, приезжа́ют со всех концо́в навести́ть роди́телей, то есть вот э́тот стари́нный обы́чай – поклони́ться земе́льке, поклони́ться тому́ челове́ку, кото́рый похоро́нен… и угоще́ние. Обяза́тельно сто́лик, обяза́тельно ку́шают там, зна́чит, обяза́тельно на блю́дечке, в таре́лочке то́же ста́вится и для уме́ршего вот э́та пи́ща, то́ есть вот таки́е вот пироги́. [Когда родительский день?] Роди́тельский день, роди́тельский день где́-то… где́-то… где́-то… ну, вот я сейча́с. [Он осенью, летом, зимой?] Нет, весно́й, весно́й, весно́й, и вот Тро́ица совсе́м неда́вно была́, двадца́того ию́ня то́же… Вот то́же приезжа́ли мно́гие, зна́чит, де́ти, кото́рые разъе́хались, кото́рые давно́ уже́ не живу́т здесь, но роди́тели похоро́нены тут, и они́ приезжа́ют, вот э́тот, как сказа́ть, вот э́тот, наве́рное, по́вод для того́, что́бы помяну́ть роди́телей, он, наве́рно, пришёл не… да́же не из Белору́ссии и не с Украи́ны, а э́то что́-то ру́сское тако́е, вот, ви́димо, потому́ что не то́лько, допу́стим, вот, гуль… гу… гультя́евцы, кото́рые вот зде́сь живу́т, но и в Иши́ме, допу́стим, в Юрге́ [с. Юргинское] - вот они́ то́же таки́е же дни справля́ют, и Роди́тельские, и Тро́ицу, и вот таки́м вот о́бразом э́то зало́жено, э́ти пра́здники религио́зные, ви́димо, уже́ ру́сским нача́лом.