Характеристики текста
Год2021
СобирателиИДД, ЮВК
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодКИЛ
Полm
Год рождения1941
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
IIIa 12 в Как называется Радуница, т.е. вторник Фоминой недели (Радовница, Пасха мертых, дедовица, гробки и т.д.)? Что делали в этот день?
IIIa 12 а Как назывались общие для всех умерших поминальные дни (родительские дни, поминальницы, Радуница - Пасха мертвых и т.д.)? Запрещалось ли в эти дни мыться в бане, мыть дом? Почему (родителям глаза грязью зальешь)?
IIIa 19 в Где ставили крест (в голове, в ногах)? Почему? Как он выглядел? Не вешали ли на него полотенца, платки? С какой целью? Делают ли на нем надписи, эпитафии? Кто их сочиняет? Вставляли ли в крест иконку? Делают ли крышу над крестом? Ставят ли вместо креста столбик? Зачем? Что делают, если крест сгнил на могиле? Можно ли его заменять?
IIIa 19 д Делают ли ограду, стол на могиле? Если не сразу, то когда? Если нет, то почему? Оставляют ли открытой калитку? Зачем?
Ключевые слова
Вера, Верх-низ, Водка, Время, Девять, Дни, Еда, Забор, Знак-знамение, Кладбище, Крест, Мать, Меморат, Могила, Народ, Народное православие, Ноги, Питье, Пища, Погребение, Покойник, Покойник ходячий, Поминальные дни, Поминки, Похоронный обряд, Предки, Пространство, Родители, Родство, Свой-чужой, Священник, Семейные обряды, Сновидения, Сон, Сорок, Стол, Тот свет, Трапеза ритуальная, Три, Троица, Угощение, Ходить, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 9736
9736
[Ранее информант говорил, что на кладбище в Новолоктях раньше не было оградок, см. VIa-2. Соб.: А оградки вообще когда поставили на кладбище?] [… – отвлекается на кошку.] Огра́дки? Ну вот приме́рно… у меня́ оте́ц в шестьдеся́т девя́том по́мер, ну ɣде-то с семидеся́тых годо́ў ввели́ э́то. Оɣра́дки ста́ли ста́вить, па́мятники, а ра́ньше то́лько хрест стоя́л, а бо́льше ничё не было́. [Соб.: Интересно, как так получилось, что стали по-другому хоронить.] Уɣу́. Шас па́мятники, хрест стои́т и па… и па́мятник. Хрест выта́скают, ло́жут его́ ря́дом с моги́лой. А па́мятник, он вот там под оɣра́дкой устано́влен. [А его ложут, этот крест, не уносят никуда?] Нет, ло́жут, во́зле моги́лки. [А почему, он же все равно просто лежит?] Нельзя́ никому́ его́. Я расскажу́ тако́й эпизо́д. У мое́й ма́ми сɣнил крест. А у бра́та па́мятник ста́вили, и крест э́тот поло́жили. Ну мы с зятем говори́м: «Дава́й мы э́тот крест поста́вим ма́ме». Поста́вили, зна́чыть, всё, че́рез не́которое вре́мя сни́тся мне сон. «Ва́ня, сыно́к, похорони́те меня́ по христиа́нской ве́ре». И к како́й х… како́й па́мятник всё э́то мне разрисова́ла, всё в э́том, во сне. Я ду́мал: «Что тако́е, по-христиа́нски похорони́те? Зна́чыть, мы не тот хрест принесли́ ей, поста́вили». И пришло́сь мне тако́й же па́мятник де́лать, как ви́дел. Поста́вил, всё, никаки́х снов я не ви́дел. [Вам снилось, что нужно какой-то крест поставить?] Она́ мне говори́т: «Ва́ня, похорони́те меня́ по христиа́нской ве́ре». Зна́чыть, по-христиа́нской ве́ре, и мне па́мятничек такой присни́лся, како́й ей на́до. И вот я тако́й сде́лал, и поста́вил. А хрест э́тот опя́ть Петру́ [брат КИЛ] унесли́, всё. [А что делать, если крест сгнил?] Ну, так он и лежи́т, во́зле моɣи́лки так он и лежи́т пока́ весь не стру́хнет он. Ўот там е́сли не… моɣи́лки, у кото́рых уже́ родны́х не́ту, и они́ лежа́т уже́ истру́хшие там на э́том… на моɣи́лке. [Вообще часто люди ходят, заботятся о могилах?] Ча́сто вот, Тро́ица, хо́дют, зна́чыть. Тро́ица пройдёт – зна́чыть, Ра́доница впереди́ там по́сле Па́ски. Пе́рвая Ра́доница была́, в Ра́доницу ходи́ли, и в Тро́ицу хо́дят. [А вот еще рассказывали про родительский день, был такой?] Так вот и есть роди́тельский день. [Радоница это и есть родительский день?] Аɣа́. Ра́доница. [А на Радоницу тоже всем селом ходили поминать?] Все помина́ют, е́сли… вот ра́ньше бы́ли э́ти вот… Ра́доница ешё в снегу́, дак всё равно́ ходи́ли, помина́ли. [А откуда взялось слово Радоница?] Ра́доница, э́то усо́пшие ра́дуются. Усо́пшие ра́дуются. Вот она́ назва́на Ра́доница. [А на Радоницу тоже носят что-то?] Всё, поми́ны, корзи́ночки, там стря́пано то́же, яи́чки там, бу́лочки, поми́н. Но вот ра́ньше вообше́ насчёт вы́пивки не́ было тако́го. [Не было?] Не́ было. А вот уже́ когда́ лю́ди разжи́лись мале́нько э́то, а раз… а, как ɣовори́тся, опери́лись – на́чали ходи́ть и с буты́лкой. [То есть в шестидесятые этого еще не было?] Не было. Вот тут уже́ где-то в году… в году… в году… семидеся́том, в семидеся́тых ɣода́х начало́ ўот это вот. С буты́лкой иду́т. «Ну помяни́ мои́х роди́телей», – им налива́ют, а э́тот: «Ты мои́х помяни». Вот так вот. [Это соседи просят?] Вот моя́ моɣи́лка, я сижу́, зна́чит, на ла́вочке, прохо́дит ми́мо: «Ты помяни́ мои́х роди́телей», – я ему́ налива́ю, зна́чыть, заку́сывает он. «А ты мои́х помяни́». Вот так вот. Не то, что ўот я вы́пил, а они́ нет. [А вот тут еще вроде немцы похоронены?] ɣде? [Соб.: На кладбище.] У нас? [Соб.: Да.] Есть. Неме́цкие э́ти… Неме́цкие моги́лки. [А у них могилы как-то отличаются?] Отлича́ются. У нас хрест в ноге́, у ног ста́вится, а у них в ɣолове́. Вот э́тим отлича́ется. [А почему так?] А вот как? Я э́то не моɣу́ объясни́ть. [А вот эти немцы христианской веры?] Христиа́нской ве́ры, да. [… – разговор на другие темы.] [Соб.: Вы ещё рассказывали, что вам снилось…] Ну, я име́ю в виду́... Что мне присни́лось про мать? Мне присни́лось. По-че… по-че… похорони́те меня́ по христиа́нской ве́ре. А я ду́маю: «Чё не так, чё не так?» А пото́м вспо́мнил: мы же Петро́ў хрест ей пре… поста́вили, вот в чём де́ло. Ма́ма присни́лась. А хрест ка́ждый несёт свой. И вот эт… как он мне присни́лся, па́мятник я так уви́дел. [Несёт крест?] Ка́ждый несёт свой\ хрест. Э́тот уже́ она́ не бу́дет нести́. [Это про могильные кресты?] Да, да. [То есть человек его когда-то понесёт?] Име́ю в виду́, када́ челове́к ухо́ит в ино́й мир, у него́ ка́ждый… у ка́ждого свой хрест, свой хрест. А мы, ви́дишь, ма́мин у… убра́ли, а Петро́в поста́вили. Сы́нов же! А всё, не подошёл. И вот я сказа́л: «Я бу́ду де́лать так, как присни́лось». И па́мятничек поста́вил, и хресты́: три хре́стика поста́вил. На па́мятничке э́ты вы́стрих с нержаве́йки хре́стики и све́рху хрест. Тако́й, как мне присни́лся. [Соб.: я слышал, что бывает, что покойник просит во сне, как у вас получилось.] Ну, вот у меня́ получи́лось, а остально́е не зна́ю. У коɣо́, мо́же быть, и… Вот мне… мне сни́лись – я те́стя и тёшшу похорони́л. И присни́лися они́ мне, я и… у них… Они́ мне… Я ɣоворю́: «Поди́, вы есть хо́чэте?» Они́ стол откры́ли, а весь стол заста́влен. Ну, мы помина́ли йих и де́вять дней, и со́рок дней, и полɣо́да, и ɣод. А он: «Посмотри́-ка у нас что на столе́!» ɣоорю́: «Зна́чыть, вы не ɣоло́дные!» [Смеётся.] [То есть это приснилось, потому что их хорошо помянули?] Да, да. Я ɣоорю́: «Поди́, есть хо́чэте?» – Он гъри́т: «Ты посмотри́, – оте́ц… тесть, – посмотри́, у меня́ что на столе́... у нас!» Я ɣърю: «Ни́на [покойная жена КИЛ], зна́чыть, они́ у нас по́лностью снабжённые».