Характеристики текста
Год2021
СобирателиАБМ, ЗАЛ
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодГВВ
Полm
Год рождения1959
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
XXIa 12 доп
Ключевые слова
Война, Зерно, Имя, Новый-старый, Предания, Предания топоним., Прозвище, Пространство, Свой-чужой, Царь, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 9751
9751
[ГВВ рассказывает, что в этом году отмечали 155-летие Новолоктей, которые основали переселенцы из Витебской губ. Спрашиваем: именно в 1866 г. пришли?] Ну, та́к-то… Пришли́-то они́ ра́ньше, они́ посели́лись [нрзб.] там, где Ло́кти, а вот сюда́ они́ пришли́ сто пятьдеся́т… сто пятьдеся́т пять лет. [Почему сюда перешли?] Ну, ка́к почему́? Потому́ что… потому́ что царь дал бума́гу на э́ти зе́мли. Поэ́тому перешли́. Ходоки́ сходи́ли, за год сходи́ли… туда́ и обра́тно, принесли́ бума́гу вот на э́то ме́сто, ну, и постро́или дере́вню. Вот Никола́й Ива́нович [ЖНИ] вам всё расска́жет, он да́же ска́жет, как фами́лии каки́е, кто ходи́л. [А в Мизо́нове..?] Мизо́ново – там часть самохо́дов, у них в дере́вне… полови́на дере́вни, знач, самохо́ды, которые та́к же пришли́ - там и Гультя́евы есть. И часть сибиряки́, которые ра́ньше жи́ли. У нас дере́вня Ло́кти – ей через шесть ле́т испо́лнится три́ста лет, дере́вне, а на́шему селу́ всего́ сто пятьдеся́т лет – она в два ра́за ста́рше на́шего села́. Ну ка́к бы мы щита́ем, что и как и на́ши пре́дки говори́ли, что там живу́т челдо́ны. Я ду́маю, е́сли вы э́тим занима́етесь, то вы зна́ете, кто таки́е челдо́ны. [Это не обидно?] Кому оби́дно? Я не могу́ сказа́ть, оби́дно им или не оби́дно, но на́ши пре́дки их так называ́ли: мы самохо́ды, а они́ челдо́ны. И там населённый пункт был – о́коло двух тыщ челове́к прожива́ло, вот в Ста́рых Локтя́х. [А сейчас?] А? [А сейчас?] Сейча́с две́сти. И бы… и была́... и была́ там во́лость, вот, где це́рьковь, там и центр всего́ разви́тия был. Да́же из истори́ческой спра́вки возьмёте: там ещё и пи… пимока́тний, и кирпи́чный, по-мо́ему, заво́д был, и всё. [В Новолоктях была церковь?] Была́ деревя́нная це́рьковь, где дом культу́ры. Пото́м коммуни́сты её разобра́ли, це́ркви не ста́ло. И там, где в Локтя́х це́рьковь, – там то́же был гара́ж. Они́ приспосо́били его́ под гара́ж, те́хнику загоня́ли, и зерно́ храни́ли в э́той це́ркви. И да́же хоте́ли крест с ку́пола убра́ть – он и щас по́гнутый. Трос прицепи́ли, трактора́ми потяну́ли, ку́пол не урони́ли, а тросы́ порва́ли, и крест согну́лся. [...] [А противостояния не было между сибиряками и самоходами?] С сибиря… у нас нет там, у нас… А, почему́ не случа́лось – бы́ло при… три ра́за сжига́ли дере́вню, на тре́тьем ме́сте постро́ена дере́вня. [Новолокти?] Да, они́ там стро́или ря́дом с той дере́вней – со Ста́рыми Локтя́ми – их раз сожгли́, второ́й раз сожгли́, поэ́тому и пошли́... пошли́ лю́ди проси́ть у царя́ но́вого ме́ста, но́вую зе́млю, чтоб на но́вом ме́сте постро́ить дере́вню. [...] [В Мизонове те и другие и сейчас живут?] Да… На́ши самохо́ды, вот ря… ря́дом есть дере́вня Смирно́е – там часть, туда́ ушли́ не́сколько семе́й. Есть дере́вня Второпесья́ново – там то́же… Вот я зна́ю, ба́бушка говори́ла, что их… их ро́дственники та́м жи́ли. Ну, мо́жет, кто́-то за́муж выходи́л, ро́дственники во Второпесья́ново жи́ли самохо́ды.