Характеристики текста
Год2021
СобирателиКЕА, ФВА
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодКМВ
Полf
Год рождения1955
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
IIIa 11 Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)?
IIIa 9 б Как называлось поминальное блюдо (кутья, коливо, сыта, канун и т.д.)? Что это: каша, хлеб, крошенный в сладкую воду, и т.д.? Как его ели (давали каждому по ложке кутьи, клали ее в руку, в рот)? Зависит ли состав блюд от наличия поста? Едят ли кутью в другие дни (например, на сороковины)? Можно ли на поминках чокаться рюмками? Петь? Сколько можно пить рюмок на поминках (четное число)?
IIIa 9 а А) где поминали (на кладбище, дома)? Приглашают ли на поминки или туда приходят сами? В каком порядке поминающие сидят за столом (по старшинству, иначе)? Кто встает первым? Долго ли продолжаются поминки, можно ли быстро вставать из-за стола?
IIIa 8 а В котором часу обычно хоронят покойника?
Ключевые слова
Водка, Время, Говорить, Девять, День, Дни, Дом, Еда, Запреты, Земля, Зерно, Картошка, Каша, Кладбище, Крест, Крупа, Кутья, Могила, Молиться, Мясо, Народное православие, Питье, Пища, Покойник, Полдень, Поминальные дни, Поминки, Похоронный обряд, Предки, Приглашение, Пространство, Пшеница, Родители, Родство, Рыба, Свеча, Семейные обряды, Сласти, Сорок, Стол, Сутки, Трапеза ритуальная, Три, Угощение, Число, Яйцо
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 9799
9799
[А есть правило, что до двенадцати нужно хоронить?] Ну, я не зна… я не зна́ю, вот он… обы́чно всё говоря́т, вот у нас, наприме́р, в дере́вне, э́то в го́роде мо́гут, что сто́лько наро́ду там умира́ет, что всё э́то са́мое, а у нас вот что обы́чно… ну, са́мое бо́льшее – до трёх часо́в. И что, и то до трёх часо́в, и то, что е́сли кого́-то ждут, кто-то не прие́хал, допу́стим, там, что ждут отку́да-то, что вот до́лжен подъе́хать, что попроща́ться. А так обы́чно у нас полови́на… полови́на пе́рвого, мину́т два́дцать пе́рвого выно́сят. [А почему в это время?] А не зна́ю я, почему́, девчо́нки. И обе́д потому́ что… Как вот э́то, допу́стим, вот де́вять дней когда́ де́лают, что то́же в двена́дцать часо́в. На кла́дбище съе́здят, там е́сли, там, мно́го наро́ду – там съе́здили, помяну́ли там на кла́дбище, поста́вили там цветы́, там, и́ли ещё что-то, а в двена́дцать часо́в уже́ за стол сади́ться, что́бы обе́дать, помина́ть. А почему́ так… [Это на кладбище поминать?] Почему́? До́ма уже́ пото́м, до́ма. [На девять дней дома, значит, поминают?] До́ма, де́вять дней – до́ма. И горя́чий обе́д до́ма. [А что на поминки готовят?] Что гото́вят? А всё гото́вят, всё гото́вят. И фру́кты ста́вят, и котле́ты, и с карто́шкой, и с вермише́лью де́лают, и супы́ ва́рят, и кто бо́рщ, к… ну, кто чё. Кто чё. И колбасы́ вся́кой, и солёную ры́бу мо́жно, и копчёную, и конфе́ты, и пече́нье, и фру́кты вся́кие. Всё-всё-всё-всё мо́жно. Но кутью́ обяза́тельно. И́ли как, панихи́ду, называ́ется. [Панихида?] Рис с изю́мом, с са́харом. Рис… рис ва́рят, пото́м с са́харом де́лают, и вот э́тот. Э́то у меня́ испоко́н веко́в. Мы вот как на кла́дбище идём – всегда́, у меня́ О́льга, О́ля мне ва́рит. Всё вре́мя э́то. И яи́ц… я́йца ещё. Обяза́тельно я́йца, говоря́т. [Вы когда на кладбище едете поминать, тоже варите кутью?] Да. Да. [Это «панихида» называется?] Ну, панихи́да и́ли как мы по-сво́ему говори́м: кутья́. Мы ра́ньше вари́ли из зерна́, из пшени́цы вари́ли. Пшени́ца, чи́стая, та́мока выбира́ли её, промыва́ли и вари́ли, что вот э́то. А сейча́с уже́ с ри́са, что ста́ли с ри́са вари́ть, с… рис и рис – и всё. Ну, на́ши никто́ не приво́зит кро́ме меня́. Я одна́ то́лько всегда́ ношу́. [На кладбище?] Ну, на кла́дбище и до́ма, что э́то, как сади́мся помина́ть. И дома́ что, и на кла́дбище. [А в какие дни поминают после похорон?] Ну, обы́чно как… обы́чно как вот, допу́стим, вчера́ похорони́ли, сего́дня на кла́дбище съе́здили, попрове́дали. Посиде́ли там все свои́, помяну́ли. А пото́м де́вять дней, пото́м со́рок дней, пото́м полго́да, пото́м год – и всё, и пошло́, и пошло́ так. А пото́м уже́ да́льше бо́льше уже́ и не помина́ют. Ну, я ду́маю, что е́сли живы́-здоро́вы бу́дем, дак до двадца́тки доживём, дак, мо́жет быть, пото́м соберёмся, всех соберу́ свои́х. У меня́ родни́-то о́чень мно́го дак. Е́сли, коне́чно, все ещё соберу́тся. А то оди́н на рабо́те, друго́й – там, тре́тий – там, пя́тый – там. [Соберётесь, чтоб помянуть?] Да, чтоб помяну́ть, ну. [… – У КМВ сестра и три брата, у каждого уже дети и внуки – большая семья.] [А когда садятся за стол поминать?..] Ну чё, све́чечку зажига́ют, ста́вят. Перекре́стишься. Сади́шься за стол. Всё. А чё ещё там? Ну, е́сли кто-то моли́тву зна́ет каку́ю-то, мо́же, прочита́ет. Ну, щас-то уже́ таки́х осо́бо-то и нет, чтоб моли́тву кто-то чита́л. А так, чтоб перекрести́лись, и се́ли, и всё. [Что-то говорят, вспоминают?] Ну, я не зна́ю, у меня́ вот сестра́, как мы на кла́дбище, допу́стим, приезжа́ем к роди́телям, она́ подхо́дит… У нас в одно́й моги́ле оте́ц и мать, и огра́дка о́бщая у них. Она́ к одно́й стороне́, где мать лежи́т, подойдёт, к… там во за но́жку возьмётся, перекре́стится, кого́-то поше́пчет, подойдёт – где оте́ц похоро́нен. Ак чё там уже она́ говори́т уже́, я не зна́ю. [За что она берётся?] Да но́жка вот у… э́то, у огра́дки но́жка. Ну нь… не берётся, а вот про́сто вот там к земле́ так вот па́льчиками прикаса́ется. Ну, к но́жке там и́ли к земле́. А что уже́ говори́т – я чё-то никогда́ не спра́шивала у ней, чё она́ там говори́т. [Здоровается, может быть?] Мо́жет быть. Ну а мы здоро́ваемся как… здоро́ваемся. Вот е́сли я, допу́стим, приезжа́ю, я всегда́ говорю́: «Здра́вствуйте, мои́ дороги́е». А так. [Спрашиваете, может, что-нибудь или рассказываете про себя?] «Живём, не ту́жим». Мо́жет быть, по… побормо́чешь кого́-нибу́дь там чё.