Характеристики текста
Год2017
СобирателиМЭГ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодАПА
Полf
Год рождения1943
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Опросник
XXIIa 10 доп
XXIIa 14 доп
XXIIa 15 б Чем отличаются разные веры: иудаизм, мусульманство и проч.?
XXIIa 15 в Есть ли люди, верящие не в Бога, а в черта?
XXIIa 15 г Христиане ли католики, протестанты, староверы, евреи и др.? Верят ли они в того же Бога?
Ключевые слова
Библия, Бог, Брань, Ведьма, Вера, Вокруг, Говорить, Гость, Давать-брать, Два, Демонология, Добро-зло, Душа, Животное, Завязывание-развязывание, Зубы, Изгнание, Икона, Иуда, Книга, Колдовство, Круг, Лицо, Молиться, Молодой-старый, Мытье, Народное православие, Ноги, Обереги, Обман, Обход, Огонь, Окно, Открытый-закрытый, Очищение, Пение, Плевать, Пожар, Приглашение, Пространство, Процессия, Пугание, Путь обрядовый, Свой-чужой, След, Слюна, Собака, Ссора, Тайно, Тело человека, Ходить, Хороший-плохой, Цвет, Целование, Церковь, Черный цвет, Число, Чистый-грязный, Язык (орган)
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 99
99
[Разговор об иконах в церкви. Соб.: У вас нет такой иконы, с которой пожар обходят, чтобы дальше не пошел?] Э́то Неумоли́мая купина́ ико́на, есть така́я ико́на. Ну, э́то коли́сяшние бы́ли ико́ны, с це́ркви бра́ли и обно́сили пожа́р. Э́то вам На́дька [КНМ], наве́рное. [Соб.: Нет, не только Надежда Михайловна, были еще люди, которые об этом рассказывали.] Ну, была́ така́я ико́на. [Говорят, еще «Отче наш» нужно читать, когда обходишь?] Ну а як же, а «О́тче наш», э́то са́мое, На́дька э́того не зна́ет, «О́тче наш» наизу́сть. А расска́зывает… [Она пожар и обходит?] Ну, ра́ньше у ей ря́дом пожа́р был, да каза́ли, бе́гала с ико́ной. А «О́тче наш» и не зна́е, и хо́де моли́ться у це́ркву. «О́тче наш» скажи́, е́сли усле́д за ким, она́ бу́де, а сама́ и не зна́е. [Как так?] А вот так. И бога́то, хто не зна́ет «О́тче наш». Ба́бы ста́рые, ну почита́йте [передразнивает их голосом]: «Ну, не зна́ю я, деўка, не зна́ю». Бога́то хто не зна́е. [Бывает такое, что человек в церковь ходит, а при этом сам по себе плохой?] Да. Еще́ и ско́льки. [Разве может быть такое, церковь же святое место?] Да вот э́та ва́ша са́мая Наде́жда Миха́йловна мног… далёко не ходи́. [А что она?] Ага́. А то что. Пляла́, что зря у э́ту це́ркву век не пойду́, э́то не це́рква, э́то ха́та, тут, коли́сь, колдова́ли, тут, коли́сь, что зря де́лали, а тепе́рь хо́дя ка́ждый день, покло́ны отбива́е. [Это в этот дом, куда вы молиться ходите?] Да. [А почему она так на этот дом говорила?] Ну там жи́ли… э… одна́ же́нщина с до́чкой жи́ли, ну вот ей ня нра́вились, ей там говори́ли, что оны́ там что-то зна́ли, ничёго оны́ ня зна́ли, э́то на́ши вы́думки, ко́ли б зна́ли, дак… наде́лали б сабе́ хоро́шего, ко́ли б что зна́е. Э́то не зна́ўши языко́м э́то, зна́ешь, сабе́ скоре́е сде́лаешь, чем кому́-то. А На́дька на язы́к… с ёй осо́бо никто́ ня во́дится, потому́ что… потому́ что она́, каза́ла Кла́ва [ГКИ]: «Фо́рточка откры́та и соба́ка отвя́зана», – на язы́к, як у соба́ки. [То есть она может что-то плохое сказать?] О, еше́! Еше́ и сказа́ть и набряха́ть, что пото́м не отмы́ишься, от её все пода́льше, от На́дьки от э́той. Они́ вот таки́е у нас. При людя́х таки́е сте́лятся, пря́мо расстила́ются, а на са́мом де́ле плюю́ть у след и фи́ги даю́ть. И На́дька ж така́я. Бу́дет так краси́во расска́зывать, а так бу́ет тады́ аж… зуба́ми шкрего́че. [Как так получается, такими людьми рождаются?] Ага́, двухли́чные таки́е лю́ди, я могу́ пря́мо, ня нра́вится ничё, пошёл на́хер, закры́й дверь и иди́, а у душе́ я никогда́ плохо́го не сде… а оны́ наоборо́т, э́тые лю́ди, краси́во сте́лят, мя́гко. [Вы так про нее говорите, потому что знаете, что она что-то плохое сделала?] Потому́ что мы зна́ем, да. Потому́ что мы вси, у любо́го спроси́, что э́то за челове́к, любы́й ска́же, на язы́к то́лько. А так, нихто́ к ей, у до́ме не быва́е у ней, нигде́, она́ не пригло́си никого́. [Соб.: Нам еще рассказывали, не знаю, байки это или нет, что тут у кого-то черная книга есть.] Не зна́ю, я э́того не зна́ю. У тех у кого́ они, вро́де, бы́ли, тех люде́й уже́ давно́ нема́, нема́ уже́ тех люде́й, и тех люде́й, с кем э́та дружи́ла са́мая На́дька, и пото́м… узе… ёй да́ли э́ту кни́гу, пото́м сказа́ли: «Дава́й наза́д». Она́ сказа́ла: «Я вам уже́ отдала́». У их получи́лось… «Я… я вам отдала́» - «Як же ты отдава́ла, а где она́?» У их получи́лся сканда́л. И не могли́ разо… тех баб уже́ нема́ и она́ ище́ во. Я про ее́ не хочу́ да́же говори́ть. О́чень нехоро́ший челове́к. [То есть она такая одна на селе осталась?] А чё, ё шче, ё шче, не одна́, ну те, зна́ешь, е таки́е скры́тые лю́ди, та́йные, ме́ньше болта́еть, а е́та ж, як соба́ка хвосто́м, где встре́тит: «Ма́мочка, сестри́чечка, ми́ленькая, ро́дненькая», - у след бу́де тэбе́... тако́е сули́т, что ты не захо́чешь. Эк ра́зный ж сорт люде́й, ё что тихо́нько, мо́жет, хто что и де́лае, тихо́нько, его́ нихто́ не зна́е. [Она такая всегда была или после того, как черню книгу прочла?] Ну не зна́ю я, тако́е чу́ла, ўот быў, тако́е вот по сялу́ ходи́ло тако́е. А то́чно… Я с ей дру́жбу не вяду́, и с ей осо́бо нихто́ не дру́же, подру́га чтоб. […] И плюва́ла и харька́ла на э́ту це́ркву на на́шу, на э́тот дом, и тепе́рь хо́дит туда́, ра́зве так мо́жно вот. [Соб.: Больше некуда пойти было, церкви же больше нет.] Ну дак е́сли… е́сли я не хо́чу, туды́ пло́хо тэбе́, чё ты иде́шь туды́, ну чё ты туда́ иде́шь, а тепе́рь покло́ны туда́ отбива́ешь, к ка́ждой ико́не, выцало́вываешь там. Ты ж сказа́ла, что таки́е во… «это не це́рква, э́то ха́та», - там та-та-та-та. Там таки́е са́мые ико́ны, ак и у це́ркви, други́е рассужда́ют: «Чаго́ пойду́ к Кла́ве моли́ться». Ну чё ты Кла́ве бу́ешь моли́ться, ты иди́... Кла́ва за нас за всех мо́лится, ты иди́ ико́нам, Го́споду Бо́гу помоли́сь, на что Кла́ве [ГКИ] моли́ться, Кла́ва сама́ за себе́ мо́лится и про́ся сабе́ по́мощи, я так са́ма и ка́ждый так са́ма. А все рассужда́ют, что я Кла́ве пойду́ моли́ть: «Чаго́ я к Кла́ве пойду́ моли́ться». Деўки пошли́ те у пра́здник во помо́лимся, яка́я иде́ть, яка́я сра́зу вы́скаже: «Мое́й ноги́ там не бу́де, не пойду́». Ну чё ты хо́дишь тепе́ряка, як откры́ли э́ту… дом э́тый. А, э́то уси́ зна́ют, что зря пляла́ «и ноги́ мое́й…». Е́здила у Злы́нку, е́здила у Карпи́лоўку к шту́ндам, отту́ль прогна́ли ее́, шту́нды, знае́шь, что тако́е? [Соб.: Слышала, но не очень понимаю, кто это.] Ну, что мо́лятся як се по-друго́му, я их то́чно ня зна́ю, но у Карпи́лоўке там ё тако́е. [Соб.: Да, мы ездили туда, слышали о них.] И она́ туды́ е́здила. [Хотела к ним?] Да. И что с… там она́ натвори́ла, что ее́ прогна́ли отту́дова. [Прям прогнали?] Да. И она́ яви́лась сюда́ уже́ опя́ть. Вот-та На́дька. Э́то двухли́чный челове́к, непостоя́нный, Иу́ды, коли́сь, так называ́ли у це́ркви, Иу́ды, яки́е Христа́ прода́ли, вот э́тые лю́ди як называ́ются. […] [Соб.: Всегда было интересно, как так получается, что, вроде, люди в церковь ходят, крещеные, крест носят, а вот такие дела делают.] Она́ и в Злы́нке… ей ба́бы замяча́ние у злы́нковской це́ркви коли́сь де́лали, э́то ж щас хто хо́чешь у це́ркву иде́, коли́сь то́лько лю́ди ходи́ли таки́е пожилы́е и хто уже́ у душе́ о́чень чу… у душе́ и я чу́вствую, но я… могу́... и то и сё. Мне Кла́ва коли́сь сказа́ла: «Андре́евна, дава́й и́ли у це́ркву ходи́ и́ли у клу́б ходи́ - одно́ из двух». «Кажу́ не, Кла́вочка, моя́ ми́ленькая, я всю жизнь пропе́ла и тепе́рь ки́нуть э́то… э́то невозмо́жно, - говорю́, - э́то ты як-то вот, - говорю́, - отре́зала и всё, а я, - говорю́, - е́сли хо́чешь, бу́ду ходи́ть и туды́ и сюды́, а так я не ки́ну» [смеется].